Испанские каникулы и пляски с кастаньетами Михаила Глинки

Испанские каникулы и пляски с кастаньетами Михаила Глинки

В 1844 году Михаил Глинка уехал во вторую большую заграничную поездку. Около года он провел в Париже и почти два – в Испании. Мадрид подарил композитору множество ярких впечатлений, которые он запечатлел в своей музыке.

Дружеская карикатура художника Николая Степанова, озаглавленная «Неистовая пляска М.И.», изображает танец Глинки под аккомпанемент гитары «дона Педро»
Дружеская карикатура художника Николая Степанова, озаглавленная «Неистовая пляска М.И.», изображает танец Глинки под аккомпанемент гитары «дона Педро»

Михаил Глинка прибыл в Мадрид 13 мая 1845 года. Жаркая страна давно манила композитора своей яркой культурой и музыкальными традициями. Испанский фольклор, гитарные наигрыши и, конечно, страстные танцы стали объектами для самого пристального внимания Глинки. Композитор не ограничивался теорией, а осваивал премудрости испанских танцев на практике. В своих «Записках» он написал:

Пробовал я сам учиться танцевать у тамошнего танцовщика Pello, ноги повиновались, но с кастаньетками я не мог справиться.

О своих испанских каникулах Глинка с удовольствием писал друзьям в Петербург, что стало основанием для милых дружеских насмешек и рождения знаменитой карикатуры Степанова.

Итогом испанских каникул Михаила Глинки стали Две испанские увертюры: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», в основу которых легли народные испанские мелодии. Две темы для «Арагонской хоты» Глинка перенял от гитариста Феликса Кастилиа, которого слушал в Вальядолиде.

Одним из самых необычных и красивых храмов города Вальядолид является церковь Санта-Мария-ла-Антигуа
Одним из самых необычных и красивых храмов города Вальядолид является церковь Санта-Мария-ла-Антигуа

Вальядолид – город в сердце Кастилии, пристанище Мигеля де Сервантеса, автора «Дон Кихота», и последний приют Христофора Колумба. Этот старинный город был столицей до ее переноса в Мадрид, колыбелью объединенной Испании. Город наполнен старинными храмами, дворцами, торговыми галереями и живописными парками. Туристы едут сюда за прекрасными винами и сырами, производство которых налажено в округе с давних времен.

Композитор запомнил яркие мелодии и позже в Мадриде на их основе создал «Capriccio brilliante». На рукописи произведения стоит дата окончания работы: 24 сентября 1845, Мадрид. По совету князя Одоевского Глинка позже переименовал произведение в «Испанскую увертюру №1», но в историю музыки она вошла как «Арагонская хота» по названию танца, мелодия которого стала сердцем этого произведения.

Хота – парный танец в трехдольном размере, появившийся в XVIII веке в Арагоне и далее распространившийся по всей Испании. Обычно сопровождается игрой на гитарах, лютнях, барабанах и стуком кастаньет.

Арагонская хота в постановке Игоря Моисеева под музыку Михаила Глинки – легендарный номер Государственного академического ансамбля народного танца, который сейчас носит имя своего основателя.

Вторая Испанская увертюра – «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» была написана в 1848 году в Варшаве, куда Глинка бежал из Смоленска по причине постоянных приглашений на обеды и балы. В основу произведения композитор положил четыре испанские мелодии, услышанные во время своего пребывания в Испании. Это были две сегидильи, мавританский напев и вновь хота.

Сегидилья – народный испанский танец, сопровождающей пение под гитару и кастаньеты. Зародился в Кастилии в XV-XVI веках. Сопровождал праздники, часто имел шутливый или лирический характер.

«Воспоминание о летней ночи в Мадриде» в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии, дирижёр – Андрей Колясников.

Интересно, что испанские увертюры внесли значительный вклад в развитие не только русской музыки – буквально одновременно с «Воспоминанием о летней ночи в Мадриде» Глинка создал свою легендарную «Камаринскую», в которой использовал опробованные в Испанских увертюрах приёмы работы с народными мелодиями. О рождении испанской композиторской музыки в связи с увертюрами Глинки впоследствии говорил Мануэль де Фалья – один из ярчайших испанских композиторов-классиков.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку