Чёрная легенда, распространяемая французами эпохи Просвещения об отсталости Испании в науке и научном прогрессе, не была состоятельна и тогда, а сейчас она тем более несостоятельна, так как стали известны новые данные о вкладе Испании в общий мировой прогресс.
Сначала несколько слов о том, как и почему родилась чёрная легенда. Причины две: во-первых, надо было скрыть случаи плагиата со стороны французов и других учёных. Вторая — велась борьба между двумя соседними державами, которая началась с 1513 года, когда первое открытие было сделано Николаем Коперником. Борьба усилилась после вторжения в Испанию и массового разграбления испанских научных центров, в частности, уничтожения главной астрономической лаборатории Европы в Мадриде.
В последние 5-10 лет в Испании вышли исследования, раскрывающие влияние испанской науки и учёных-испанцев на мировой технологический прогресс.
В преддверии крупных научных событий, которые пройдут в Испании (включая Форум по климату 12-16 декабря 2019 года), испанские СМИ обращают внимание мировой общественности на незаурядные открытия испанцев, сделанные на протяжение предшествующих 10 веков (в раннее время выдающиеся испанцы разного происхождения, включая испанцев-мусульман и испанцев-иудеев составили сокровищницу современной науки).
Современные исследования доказывают, что Испания ещё до наполеоновского вторжения была научной сверхдержавой. Её место в научном и технологическом прогрессе было сопоставимо с тем местом, которое занимали Англия и Франция. Эти исследования подтверждают, что Испания ушла далеко вперёд от таких стран, как Пруссия, Австрия и ряд других европейских держав.
Испания была передовой страной в таких областях, как астрономия, металлургия, медицина, эпидемиология, ботаника, кораблестроение, военно-инженерная фортификация, химия, фундаментальные науки (физика, математика, философия).
На протяжении двух веков XV-XVII Испания совершила более 115 экспедиций, которые в основном состоялись благодаря финансированию со стороны центральных властей и без результата которых мировая наука в целом и европейская наука в частности не смогли бы состояться.
Достижения в минералогии (открытие нескольких химических элементов, например, ванадия, платины, вольфрама) не могли бы случиться без испанских учёных. Без открытий испанских мореплавателей не было бы английских открытий, в частности, сделанных Исааком Ньютоном. Без предшествующих испанских исследований не было бы и открытий Чарльза Дарвина.
Большие открытия в химии XVIII-XIX веков также были заложены в Испании, а самая крупная химическая лаборатория в Европе была открыта здесь 1 февраля 1792 года.
Исследователь и ботаник фон Гумбольдт писал: «Ни одно правительство не вложило столько в ботанику, сколько в неё вложила испанская корона — 1 миллион франков». Александр фон Гумбольдт подчёркивал значение, которое имеет наука для испанских властей. Он также отмечает, что испанское правительство «имеет вкус» к естественной истории, и что на протяжении 20 лет оно направляло экспедиции в Перу, Новую Гранаду и Новую Испанию для её изучения (ботаника, физика, экономическая география).
Известно, что в Севилье ещё в XVI веке был открыт так называемый «Дом найма учёных» — ничто иное как рекрутинговое агентство по найму учёных, моряков и естествоиспытателей для освоения земель Нового Света. Были востребованы такие специалисты, как инженеры, химики, математики, строители областей и крепостей, изобретатели военного оружия.
В основу чёрной легенды легла ненависть протестантских вождей Средневековой Европы к католической Испании и, в частности, к её вождю — Филиппу Второму. Достаточно вспомнить Шарля де Костера, написавшего «Легенду об Уленшпигеле», где король показан как маньяк, поджаривающий на сковородке обезьян, садист и, по сути дела, умалишенный на троне, не имеющий иного интереса в жизни кроме охоты на людей и поджаривания еретиков на кострах инквизиции.
Но такой фанатик не мог бы первой создателем в Европе Академии наук (Академия наук и математики 1582 года), первого в мире публичного Музея естественной истории, открытого в городе Вальядолид, и иметь на протяжении всей жизни стойкий интерес к математике и точным наукам. Не будем забывать, что этот король открыл ряд математических университетов и академий по всей империи.
Тезис о том, что Испания в Средние века (вплоть до нашествия Наполеона, принесшего свет и прогресс) возник с появлением в стране французских революционеров. До 1804-1808 годов якобы Испания была технологической пустыней.
Но ряд последних исследований, наоборот, доказывают, что именно Испания, а не Франция дала миру качественный научный прогресс в начале XIX века. Если так можно сказать, именно французы на своих штыках унесли из Испании те научные достижения, которые были накоплены в этой стране.
Вот несколько примеров. Первый психиатрический госпиталь в Европе появился в Валенсии, и знакомство с его опытом французы (Х. Жилабер Жофре) унесли к себе и затем познакомили с ним Европу. Ещё до этого папа Бенедикт XIII просил разрешение у короля Арагона Мартина I распространять по Европе опыт хосписов для бедняков.
Предшественник Галилея Доминго де Сото написал свою знаменитую работу «Quaestiones» в 1551 году. Он и другой испанец — дон Диего Диест — были непосредственными предтечами открытий итальянского учёного. В университете Саламанка с 1550 по 1560 годы свой курс читал Хуан де Агилера, у которого в его курсе были озвучены все открытые затем Коперником положения.
Такие учёные, как Алонсо де Санта-Крус и Хуан Лопез Веласко (специалист по лунным затмениям) оплачивались из казны и были непосредственными предшественниками открытия Коперника. Самый большой диспут Николая Коперника был не с католиками, а с протестантами, в частности, с Каспаром Пеучером, который в 1551 году потребовал отмены открытия Коперника и его запрещения.
Известны трагические случаи «встречи» испанских учёных с протестантской антинаучной общественностью, в частности, испанец Мигель Сервет, проживавший в XVI веке в Швейцарии, был там сожжен на костре кальвинистами за своё открытие о кровообращении, которое в тот период было поистине выдающимся открытием в медицине. Его мучительная кончина состоялась 27 октября 1553, она сделала учёного кандидатом в блаженные и страстотерпцы, так как сожжение было особенно мучительным — в костёр подложили мокрые дрова, которые долгое время не могли возгореться.
Открыватели гидравлики, авторы открытий в ботанике, инженерии — всё это послужило основой для подготовки промышленной революции XVI века. Одним словом, испанская наука в Средние века и Новое время послужила базой для Большого Скачка в прогрессе, сделанного человечеством на рубеже XX-XXI веков.
Ещё одной краской к научному портрету Испании может послужить ещё одно любопытное открытие. Вопреки существующему мнению, первый успешный аэростат был создан также испанцем Эмилио Эррера Линаресом. Он позволял поднимать почти 2000 кг веса на высоту более 20 тысяч метров.
В заключение хочется отметить, что Испания и сегодня продолжает оставаться передовой научной державой. Единственное, что не позволяет ей выйти в лидеры — слабое вложение в НИОКР.