Иван Петрович Павлов

И.П. Павлов

26 сентября 1849 года в семье священника родился будущий лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов. Знаменитая фраза его гражданской жены и помощницы Марии Капитоновны Петровой: «Иван Петрович занят, он умирает!», — одна из самых ярких цитат, связанных с жизнью Павлова.

Иван Петрович был не просто учёный, но упёртый учёный, фанатик своего дела. Он не только стремился оставить науке описание своего предсмертного состояния, но утверждал, что наукой надо заниматься в обеих жизнях — земной и небесной. Учёный предполагал, что продолжит научные занятия и на небесах.

Жизнь и творчество этого выдающегося учёного, удивительного человека и патриота незабываемы. Его патриотизм не был связан ни с властями, ни с титулами, ни с регалиями или почестями. Это — единственная причина, по которой после революции он не уехал за рубеж.

Одними из первых решений правительства Ульянова-Ленина были декреты о Павлове: о присуждении ему пожизненной пенсии и финансировании его деятельности вплоть до смерти.

Все опасения большевиков о том, что Павлов уедет за границу, были не напрасны. В те годы молодые физики, такие как Пётр Капица, работали за рубежом, где получали опыт и знание передовых школ мировой науки. Неудивительно, что выдающегося учёного — лауреата Нобелевской премии 1904 года, хотели переманить не только обещанием более высокого уровня жизни, но также обещая ему помощь в научной деятельности от правительств своих стран.

И.П. Павлов был фигурой притяжения для передовой интеллигенции мира. Все знаменитые визитеры СССР в 1920-1930 годы не забывали посетить институт, который возглавлял академик. Но он не собирался уезжать ни в какую заграницу, и говорил: «Я буду жить только в этой стране, поскольку я русский и могу жить только в России». При этом добавлял: «Я православный, нигде наша вера не прижилась и мне место только здесь».

Он был старостой в Знаменском соборе в Петербурге, где на месте уничтоженного после его кончины храма построено нелепое здание метро «Площадь восстания».

В 1925 году был создан институт физиологии, который возглавил сам И.П. Павлов. Вклад учёного в науку безмерен. Его сравнивают с Леонардо да Винчи — нет отрасли науки, где не был бы заметен вклад Павлова: от открытий в нервной деятельности человека до телевидения. Последнее — его открытие в сфере нервных окончаний глазного и переднемозгового отдела связаны с выработкой специальных подходов к разработке телевизионной трубки, основы которой затем сформулировал русский инженер и физик Зворыкин. Телевидение, несмотря на утверждения американцев, было открыто именно русскими: Павловым в части физиологической стороны вопроса, Зворыкиным в части железа. Телевизионная трубка как устройство также была придумана русскими инженерами.

Что Иван Петрович сделал для науки было увековечено названием улиц в его честь. Такие улицы есть в Праге, Лондоне, Париже, Риме… Последними деяниями академика был международный конгресс физиологов, проведенный в СССР, и два письма Молотову, где учёный буквально умоляет советское правительство сохранить жизнь ряду выдающихся учёных той поры.

И.П. Павлов продолжал оставаться в духовном общении с иерархами РПЦ и с элитой мировой науки. Эта связь продолжалась как лично (переписывался по собственным каналам) так и посредством диктовки писем гражданской жене М.К. Петровой.

Блестящие умы Запада — Бернар Шоу, Герберт Уэллс, леди Астор и многие другие находились в переписке с Павловым. Когда бывали в СССР лично общались с учёным. Их интересовали не только последние достижения в сфере физиологии, но и экзистенциальные вопросы, такие как будущее науки, человечества, православной цивилизации.

Имя И.П. Павлова звучит особенно резонансно сегодня, потому что его \тезис о значении личности в истории цивилизации и прогрессе в нынешних условиях нестабильности и дисбаланса звучит особо. Утверждение о том, что духовное здоровье человека является основой здоровья общества, делает вклад его в науку особенно масштабным.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку