Воодушевляющая и одновременно огорчающая информация пришла от российских учёных, которые сегодня совместно с коллегами из КНР и США занимаются поиском лекарства от нового коронавируса. С одной стороны, возможно, они нашли недорогое и эффективное средство от COVID-19 на основе пептида. С другой — проверка гипотезы сегодня может быть осуществлена исключительно методом компьютерного моделирования, карантинные меры существенно ограничивают науку в применении других методов.
«Если пептид успешно проходит все эти тесты, мы начинаем исследования на клеточных культурах. К сожалению, сейчас из всего спектра методов нам доступно только компьютерное моделирование. Работа в лаборатории в данный момент приостановлена в связи с карантином», — говорит научный сотрудник лаборатории биомолекулярного ЯМР СПбГУ Ольга Рогачева.
Идея применения пептида из 23 аминокислотных остатков для блокирования проникновения коронавируса в организм человека, на первый взгляд, представляется перспективной. Учёные Санкт-Петербургского университета, Института цитологии РАН и Университета Цинхуа предполагают, что этот элемент может быть способен лишить возможности коронавирус SARS-CoV-2 связываться с клетками человека через блокировку связующего — ангиотензинпревращающего фермента 2 (angiotensin-converting enzyme 2, ACE2).
К сожалению, воздействие пептида может быть и не таким, как предполагают учёные, потому что на практике он может неспецифически связываться с другими белками человека или липидами клеточных мембран. «Обычно эти эффекты видны уже на стадиях клеточных экспериментов и экспериментов на животных», — комментирует Ольга Рогачева. Но шанс на успех есть.
В обычных условиях, при отсутствии ограничений в лабораторных исследованиях, процесс исследования выглядел бы так: «Сначала мы изучаем связывание пептида с белком «в пробирке» методом ядерного магнитного резонанса и на компьютерной модели методом молекулярной динамики. Главная цель этих экспериментов — доказать, что пептид связывается с нужным нам сайтом на поверхности белка и что это связывание достаточно сильное. Также на этой стадии мы проверяем пептид на способность неспецифически взаимодействовать с другими белками. Если пептид успешно проходит все эти тесты, мы начинаем исследования на клеточных культурах». Но теперь эти стадии надлежит моделировать на компьютере.
Если предположения учёных верны, и исследования подтвердят полезную функцию пептида, «блокирование взаимодействия белка-«шипа» SARS-CoV-2 и ACE2 на ранних стадиях заболевания… могло бы снизить уязвимость к вирусу и предотвратить тяжелое течение болезни», — уточнила Ольга Рогачева. Такое лекарство могло бы подойти к терапии всех видов коронавирусов и стать недорогим и безопасным, применимым для большого количества людей.
Хотя на данный момент говорить о появлении лекарства от COVID-19 на базе пептида ещё рано, но порадоваться за направление учёной мысли уже можно. Жаль только, что карантинные меры затрагивают и такую важную для всех тему. Можно только выразить пожелания о том, чтобы у российских учёных, занимающихся проблемой коронавируса, не было ограничений в их благом деле. В конце концов, лаборатории не имеют такой проходимости, как метро в Москве и Петербурге, а их социальная значимость не меньше.