44 штата США подали в суд на Teva, Pfizer, Novartis, Mylan, и еще 16 фармацевтических компаний, обвиняя их в ценовом сговоре на лекарства, что привело в отдельных случаях к 1000% росту стоимости.
«Мы все знаем, что отпускаемые по рецепту лекарства могут быть дорогими», — сказал в своем заявлении генеральный прокурор Нью-Джерси Гурбир Греваль. – «Теперь мы знаем, что высокие цены на лекарства были вызваны отчасти незаконным заговором компаний-производителей дженериков».
Судебный иск стал результатом пятилетнего расследования участия большого числа отраслевых игроков в сговоре о повышении цен на более чем 100 непатентованных лекарств, так называемых дженериков, включая средства лечения ВИЧ, рака, диабета, астмы и многих других заболеваний.
«У нас есть веские доказательства того, что индустрия дженериков совершила многомиллиардное мошенничество против американского народа», – сказал Генеральный прокурор Коннектикута Уильям Тонг. – «У нас есть электронные письма, текстовые сообщения, телефонные записи и бывшие инсайдеры компании, которые, как мы полагаем, докажут многолетний заговор по фиксированию цен и разделению доли рынка для огромного количества дженериков».
В обвинении утверждается, что заговорщики знали, что их деятельность была незаконной, и, поэтому избегали письменных записей, координируя действия на отраслевых обедах, вечеринках, во время игры в гольф и на других мероприятиях.
В иске говорится, что основная часть сговора произошла с июля 2013 по январь 2015 года, когда Teva повысила цены на почти 400 рецептур 112 лекарств. Ключевым элементом схемы было соглашение между конкурентами о сотрудничестве в области ценообразования, с тем, чтобы поднять цены на как можно большее количество лекарств, сохраняя при этом «справедливую долю» рынка каждой компании.
«Teva продолжает внутреннее рассмотрение этого вопроса и не участвовала ни в какой деятельности, которая привела бы к гражданской или уголовной ответственности», — заявила Teva, отвергая обвинения.
На фоне выдвинутого иска акции Teva в Тель-Авиве упали почти на 11%.
Циничность ситуации заключается еще в том, что дженерики, по определению, это лекарства, выпускаемые по рецептуре, авторские права на которые уже истекли (в США это 12 лет, в России до 25 лет). То есть каждый производитель может выпускать и продавать их по более дешевой цене, чем фирменные, ведь не надо делать авторские отчисления. Фармкомпании, видимо, решили: зачем терять деньги?
Государственные обвинители говорят, что заговор негативно повлиял на национальную экономику, нанося ущерб региональным и федеральным программам здравоохранения, таким как Medicare и Medicaid.
Читая эту информацию невольно задаешься вопросом, если они смогли это сделать в США, что их удерживало от того же в России?