01-03 марта 2015 года в Москве, при поддержке Министерства Промышленности, прошла выставка детских товаров, ориентированная на профессионалов отрасли. Экспозиция была яркой, броской, и структура выставки в целом отражала суть происходящего на рынке: большая часть его представлена импортной продукцией.
Кроме того, российские товары часто формируются на базе чужих лицензий (распространителе современной глобальной культуры) и аренды пресс-форм (готовые формы от западной продукции привозятся в Россию, изделия отливаются на российских фабриках, а формы возвращаются после «производства» назад).
Отношение к глобализму – вопрос дискуссионный, философский и мировоззренческий. Однако, если глобальные компании с раннего детства приучают русских детей к западной культуре, то мы получим глобалистки мыслящее следующее поколение вне зависимости от мировоззрения родителей. Не говоря уже о вероятном влиянии на психику детей монстров и на их здоровье дешёвых китайских материалов.
В дореволюционных трудах по воспитанию детей (XVIII-XIX вв), да и ранее в «Домострое», мы не найдём той роли игрушек, которая отводится им сейчас. Дети дворянские ли, дети крестьянские ли получали воспитание, направленное на труд и овладение профессией, а также на роль в домохозяйстве. Маленький человек трудился в меру своих сил на ниве знаний или помощи в хозяйстве, а игрушки были родом послаблений (чтобы не мешал взрослым, работать пока вполне не может) и часто служили воспитательно-развивающей цели. Сегодня роль игрушек, в свете воспитания просвещённого потребительства, преувеличена и служит культу безответственного безделья.
В связи с вышесказанным, не претендуя на всестороннюю научную оценку проблемы, хотелось бы обратить внимание родителей, желающих передать традиции детям, на наши игрушки. На те самые, которые скроены не по диснеевским мультфильмам, а по легендам и былям нашего прошлого. На те игрушки, которые призваны развивать ребёнка и будить в нём доброе чувство. Такие пока ещё есть, и делают их энтузиасты.
Коротко о рынке детских товаров в целом
Рынок детских товаров продемонстрировал рост в 2015 году (по разным оценкам, на 2-23%, до 509 млрд руб). В 2016 году он может вырасти на 3-3.5%, до 530 млрд руб. До конца 2020 года объем рынка может увеличиться в 2-2.5 раза, до 700 млрд руб.
Рост рынка предопределён увеличением рождаемости, которое влияет на продажи больше, чем падающие реальные доходы населения. К тому же, в России на детях не экономят. Родители покупают игрушки не там, где дёшево, но там, где больше выбор.
Вроде бы, выглядит жизнеутверждающе. Но около 80% рынка – по ёмкому выражению премьер-министра Д.А.Медведева, «иностранного производства или контрафакт, нередко опасный для здоровья».
Государство ещё в 2013 году выработало «Стратегию развития Индустрии Детских Товаров (ИДТ) до 2020 года», которая ставит целью «развития многопрофильной и инновационно привлекательной индустрии детских товаров в Российской Федерации». Речь идёт о переходе отрасли на инновационные рельсы, параллельно с «Развитием культуры и туризма в 2013-2020 гг». Переход осуществляется при регулировании рынка государством, поддержке его развития в нужном направлении.
В рамках Стратегии будет создана национальная технологическая платформа «Инфраструктура детства» и инновационно-промышленный кластер «Территория детства», в котором производителям будут предоставлять налоговые льготы. При этом к 2020 году отечественные игрушки составят 45% рынка (из них 20% — инновационные). Кроме того, они подешевеют на 15%.
На сайте АИДТ (Ассоциации Индустрии Детских Товаров) мы видим, что суть мер поддержки на данный момент определяется возмещением затрат на кредиты и лизинг в приоритетных инвестиционных проектах. Поддерживаются приоритетные проекты индустрии по итогам конкурсного отбора, но отбираются для участия в них только крупные компании с персоналом от 75 человек и оборотом свыше 150 млн руб в год.
Экономика устроена так, что поддержка государства – самый мощный фактор развития. Те компании, которые движутся в том же направлении, что политика страны, имеют самые радужные перспективы. Мы задавали вопросы 5 национально ориентированным производителям, ощущают ли они поддержку? И всюду ответ колебался от отрицательного («нет») до вероятно отрицательного («идут разговоры, но пока нет»). Из этого можно сделать вывод, что в массовом масштабе национальную игрушку не ждёт процветание и ей можно надеяться только на подъём спроса (развитие национального тренда и покупательской способности).
Альтернатива
По мнению Д.А. Медведева, «Родители не хотят приобретать советского качества товары по завышенным ценам». В то же время, в числе крупнейших российских производителей находятся те, кто предлагает советского типа товары (о качестве и цене я не могу говорить без исследования, только о типе).
Норд Пласт выпускает вполне «советскую» линейку с танками для мальчиков и кухонными наборами для девочек. Фабрики Весна и Русский Стиль производят привычные нам с детства игрушки.
Директор по развитию фабрики Русский Стиль Константин Двоеглазов пояснил, что в компании есть как современные позиции ассортимента, так и традиционные. Вне лиценций выпускаются, в частности, тренажеры, кубики, вышивка и магниты. Производится серия «Русские сказки». Идея традиционного воспитания подкрепляется доступными ценами (сегмент «средний минус»). Так, головоломка (пазл) стоит от 20 рублей, вышивалка – от 99 рублей, а конструктор – 200 рублей.
Другие компании выпускают продукцию с опорой на собственно русскую культуру, изготовленную на традиционные сюжеты из природного материала. Эта продукция – самый ценный сувенир, за которой охотятся иностранцы в России.
Мастерская Сереброва изготавливает шумовые и духовые русские народные музыкальные инструменты, в основном из дерева. Это – не столько игрушки в их современном понимании, но музыкально-педагогическая продукция премиального исполнения, с профессиональной художественной росписью на базе нижегородских традиций. На выставке стенд компании выглядел особенно ярким, ведь под умелыми руками музыкального педагога Ильи Владимировича Зайцева свистки, ксилофоны и погремушки оживали и играли популярные песни. Продукция компании доступна – ценовой диапазон от 69 рублей за ложку до 127 тыс руб за домру. Трудно представить себе что-либо более милое сердцу родителей, которые хотели бы приохотить детей к русской музыке.
Мастерская Ратник производит настоящие детские доспехи и оружие. Это, пожалуй, лучший выбор для пап, решивших воспитать в своём чаде мужественность. Ассортимент позволяет как выработать навыки атаки, так и защиты, и, кроме того, научит детей собирать мечи, луки и кольчуги самостоятельно. Для девочек компания предлагает пока только кокошники и сарафаны. Меч обойдётся родителям от 350 рублей, совсем недорого, поскольку руководители компании ставят цель популяризации традиционных военных искусств и приобщение к ним детей.
Теремок (Пелси) из Новосибирска привёл в Москву потрясающие конструкторы из натуральной тщательно отшлифованной берёзы. В числе развивающих игрушек мы видим даже ткацкие станки для девочек. Цена – от 250 руб.
Особняком стоят стеклянные ёлочные украшения русско-украинской компании А.С.К. – М. Стеклянные шары, колокольчики, верхушки, вручную расписанные сказочными зимними пейзажами. Бизнес-подарки в виде крупного шара обойдутся в 1’500 – 2’000 руб.
Дмитрий Анатольевич Медведев убеждён, что «никто не будет покупать отечественное, пока оно будет плохого качества». О каком именно плохом качестве отечественных игрушек идёт речь, не уточняется. Но я полагаю, что не об упомянутых компаниях, качество производства который видно невооружённым глазом. Перспективы рынка в целом вселяют оптимизм, в основном благодаря тренду онлайн-продаж. Несмотря на то, что за «инновациями» скрывается явно не вполне традиционная русская продукция, у всех упомянутых производителей есть сайты, на которых можно внимательно рассмотреть, послушать и заказать понравившийся товар.