Мировой рынок пластика полностью изменится на фоне последних решений, вступивших в силу в Китае, бывшим ранее основным импортёром и переработчиком мусора в мире. С одной стороны, запрет на импорт пластиковых отходов в КНР создаёт предпосылки для крушения системы утилизации отходов в развитых странах (там привыкли дёшево сбывать в Китай свой пластиковый мусор), с другой — китайские производители и потребители будут вынуждены привыкать к новой реальности оборота пластиковых изделий в КНР.
Утилизация пластика в Китае в течение многих лет была прекрасным решением для США и Европы. Страна, стремившаяся вывести свою экономику в глобальные лидеры, предлагала дешёвую и эффективную утилизацию пластиковых отходов платёжеспособных стран.
Большой вопрос в том, куда теперь девать несколько миллиардов тонн отработанного пластика (его уже более двух миллиардов, а к 2050 году ожидается около четырёх миллиардов, по данным Всемирного банка)? Можно, конечно, устраивать рециркуляцию пластиковых отходов у себя, но делать это по экологическим соображениям не хочется. Лучше найти место подешевле, где можно разместить вредное производство.
Есть, конечно, и другой вариант: повторить шаг, сделанный тем же Китаем: запретить оборот одноразового пластика в своих странах. Запрет на одноразовый пластик даст возможность любой стране минимизировать число отходов, оставляемых одним человеком в городах развитых стран (сейчас это в среднем 1.54 кг пластика ежедневно), хотя и не решит проблему целиком.
Об этом говорилось везде, строились планы, но до конца реформы ещё очень далеко. А Китай, получивший лидерство в эпоху пандемии, может себе это позволить.
Китайские производители не смогут начиная с января 2021 года производить и реализовывать продукцию из вспененного полистирола и добавлять микропластик в химические составы для бытовых нужд. Китайским супермаркетам придётся обходиться без пакетов из неразлагаемого пластика, а рынкам — резко сократить их использование. В китайском общепите больше не будут подавать одноразовую неразлагаемую пластиковую посуду и трубочки для напитков. В отелях и при транспортировке товаров будут снижаться объёмы использования пластиковой упаковки и принадлежностей, чтобы к 2025 году одноразовый пластик вышел из бытового употребления.
Так Китай сделает шаг к «зелёной экономике», и снизит до минимума объём выбрасываемых в Жёлтое море неразлагаемых пластиковых отходов, оценивающийся Greenpeace в 1.5 миллиона тонн в год. На смену этому пластику придёт продукция из бумаги или разлагаемого пластика (биополимеров). Остающийся же в потреблении неразлагаемый пластик будет сжигаться, генерируя энергию для потребностей КНР.
Есть, конечно, ещё один путь, по которому Европа не пойдёт. Им пошла Россия (как это часто бывает, она пошла своим путём).
В 2019 году наша страна уже нарастила импорт пластиковых отходов на треть, главным образом скупая отработанную тару в Беларуси, Турции, Украине, США и ряде стран Европы. Переработчики мусора России уверяют, что чужой мусор им необходим для работы заводов — заграничное сырьё более пригодно для переработки, чем собственный несортированный пластик.
«На самом деле Россия покупает за рубежом не мусор, а сырьё для своих перерабатывающих заводов», — заверил АиФ Руслан Губайдуллин (Ассоциация региональных операторов «Чистая страна»). На это тратится ежегодно более $20 миллионов, а собственный мусор благополучно пополняет свалки, поскольку он перерабатывается только на 12% (для сравнения — в развитых странах типа Швейцарии перерабатывается более 90% пластика). Для переработки нужна сортировка, а этого звена у нас по-прежнему нет.
Даже с учётом «мусорной реформы», начатой в 2018 году, в России к 2030 году будет перерабатываться около 36% пластика благодаря появлению 200 новых сортирующих пластиковый мусор предприятий.
Отовсюду раздаются голоса, что России сортированный мусор крайне необходим, пока собственная проблема с сортировкой не будет решена. Как бы не получилось так, что предложенное Китаем перераспределение на рынке пластиковых отходов приведёт к тому, что весь мусор, за который ранее отвечал Китай, импортируют к нам.