На этой неделе Китай объявил о планах по расширению экспериментальной программы управления погодой, которая должна охватить более 5.5 млн. квадратных километров – площадь в полтора раза больше Индии. Это решит проблему засухи в стране, но может вызвать большие проблемы у соседей.
Как заявил Госсовет страны, благодаря прорывным достижениям в фундаментальных исследованиях и ключевых технологиях к 2025 году Китай будет иметь «развитую систему изменения погоды».
В ближайшие пять лет общая площадь, орошаемая искусственными осадками, достигнет 5.5. млн. кв. км. Ещё 580 тыс. кв. км. будут защищены от града.
Согласно объявленным целям, программа поможет в предотвращении стихийных бедствий, в экстренном реагировании на лесные и луговые пожары, в борьбе с высокими температурами и засухами, вкупе с повышением производительности сельского хозяйства.
Как мы знаем, технология «разгона облаков», то есть их обезвоживания, существует давно. Она заключается в том, что распыление небольшого количества йодистого серебра внутри облака приводит к преждевременному пролитию дождя. Поэтому во время парадов на Красной площади всегда светит солнце, а в Подмосковье при этом идет обильный дождь.
Многие также замечают, что еще несколько дней после «разгона облаков» погода сама не своя.
С 2012 по 2017 годы Китай инвестировал порядка 1.3 млрд. долларов в многочисленные программы управления погодой, и это дало свои плоды. По сообщению китайского информационного агентства Синьхуа, изменение погоды в прошлом году помогло уменьшить ущерб от града в ключевом сельскохозяйственном районе страны – Синьцзян – на 70%.
Другие страны, такие как США, также инвестируют в технологии управления погодой, однако подходят к этому более осторожно. А рвение и энтузиазм Китая в этой сфере начинает беспокоить его соседей.
Индия, где сельское хозяйство сильно зависит от муссонов, уже страдает от того, что изменение климата сделало их менее предсказуемыми. Теперь же она обеспокоена и масштабными погодными экспериментами Китая, которые могут лишить её сельское хозяйство влаги.
Об этом же пишут и исследователи из Национального Тайваньского университета, которые заявили, что «отсутствие надлежащей координации деятельности по изменению погоды (может) привести к обвинениям в «краже дождя» между соседними регионами», как внутри Китая, так и с соседями.
«Научные результаты и политическое обоснование изменения погоды не подлежат анализу и широкому обсуждению [в Китае] – пишут авторы. – Кроме того, склонность китайского руководства к вмешательству в погодные системы редко оспаривается альтернативными точками зрения». Поэтому авантюры такого рода ничем не сдерживаются и быстро масштабируются.
Вспомним хотя бы убийство 2 млрд. воробьев в 1960-х, когда в КНР их признали вредителями и начали уничтожать. В результате – расплодились гусеницы и саранча, которые погубили урожай и вызвали голод, в котором умерло 30 млн. человек. Воробьев пришлось завозить из России и Канады.
Вполне ожидаемо, что и в этот раз может случится нечто аналогичное, но затронет не только Китай, но и соседей.
Китайские товарищи уже имеют репутацию тех, кто не считается с соседями в борьбе за водные ресурсы.
Они построили плотины на реке Меконг, лишив воды сельскохозяйственные районы Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама, что вызвало ожесточенные международные споры.
Аналогичная ссора у Китая с Индией из-за плотин на реке Брахмапутра, питающей реку Ганг.
Что касается лесов Сибири и Дальнего Востока, то пожары в них и так уже участились из-за изменения климата. Если китайцы лишат леса дождей, то они совсем выгорят, образовав у нас огромную пустыню.