На первом этапе появления нового коронавируса и связанных с ним специальных режимов нередко раздавались слухи о том, что «самоизоляции», «масочные режимы» и прочий кошмар сохранится вплоть до появления эффективной вакцины или лекарства от коронавируса. Вроде бы всё это появилось (по крайней мере, так говорят в России), а «самоизоляция» продолжает отравлять людям жизнь и рисует перед ними мрачную картину будущего.
В других же странах вакцины от нового коронавируса, подтверждённой на уровне минздравов, до сих пор нет, хотя в прессе постоянно появляются слухи о том, что полным ходом идут клинические испытания и не за горами отмена жутких условий «мер социального дистанцирования». Вот только люди всё меньше доверяют этим лекарственным средствам, видя в ним мало смысла и остерегаясь стать подопытными кроликами в условиях проведения ускоренных и непонятных испытаний.
Johnson & Johnson’s протестировала свой Ad26.COV2 на 1’000 здоровых взрослых и готовится к расширению числа испытуемых до 60 тысяч человек. Если это удастся сделать, то уже к концу года у США проявится своя вакцина. Но пока неясно, будет ли она эффективна для пожилых людей.
Недавно Pfizer заявил о том, что его препарат — кандидат на вакцину BNT162, успешно прошёл первую стадию испытаний на здоровых людях и готовится расширить охват добровольцев до 44’000 человек и включить в них больных людей (с ВИЧ, гепатитами и пр. серьёзными вирусными заболеваниями). Но фармацевтический гигант прекрасно знает о настроениях в обществе и параллельно с испытаниями пытается начать пиар-кампанию по приобретению доверия к вакцине у будущих потребителей.
Компания подробно рассказывала о побочных эффектах и проблемах со здоровьем у некоторых участников. Генеральный директор Pfizer Альберт Бурла пояснил, что он намеренно раскрывает больше информации о вакцине-кандидате COVID-19, чем о любой другой разрабатываемой вакцине, потому что он хочет, чтобы процесс был открытым и прозрачным.
Окончательный отчет о безопасности и эффективности вакцины должен быть готов для рассмотрения регулирующими органами в октябре 2020 года. Если кандидат на вакцину защитит от болезни не менее 50% людей, он станет вакциной.
Pfizer — не единственный фармгигант, который готовится дать старт кандидату на вакцину в октябре 2020 года, и все компании-пионеры вакцинации страдают от политизации вопроса. Активность политиков, поторапливающих появление вакцины в своих интересах, беспокоит людей, которые боятся ускоренного принятия решения без достаточных доказательств эффективности препарата, в том числе добровольцев.
После серьёзных проблем, обнаруженных на предыдущей стадии клинических испытаний (у одного из добровольцев развился поперечный миелит — воспаление спинного мозга), возобновляет свою работу по тестированию AstraZeneca. Активно стремится к завершению тестирования Moderna. И все они на прошлой неделе опубликовали документы, описывающие, как проводятся их испытания.
Однако они не хотят быть совершенно открытыми. Главный исполнительный директор AstraZeneca Паскаль Сорио заявил на Всемирном экономическом форуме 24 сентября, что руководящие принципы клинических испытаний рекомендуют не раскрывать информацию об отдельных участниках, чтобы не ставить под угрозу их частную жизнь и целостность исследования. В какой степени будут открываться данные о проводимых клинических испытаниях вакцины от коронавируса ещё предстоит решить.
Но главный вопрос, конечно, даже не к фармкомпаниям, а к политикам. Не получится ли в Европе и Америке так, как в России — и вакцина будет зарегистрирована, и лекарство, а «режим самоизоляции» продолжается? Люди ведь ждут вакцину в первую очередь ради возврата к нормальной жизни. Было бы неплохо открыться и политикам, чтобы вернуть доверие электората.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).