Ключ к коронавирусу может таиться в бессимптомности

Ключ к коронавирусу может таится в бессимптомности

Одной из заметных особенностей нового коронавируса является большое количество пациентов, чье течение болезни проходит бессимптомно. Новые исследования показывают, что некоторые из нас могут быть частично защищены из-за перенесенной простуды.

Когда Моника Ганди, специалист по инфекционным заболеваниям из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занялась изучением нового коронавируса, ее поразило необычайно большой круг инфицированных людей, у которых не было никаких симптомов.

В Бостонском приюте для бездомных из 147 инфицированных обитателей у 88% не было никаких симптомов. На птицефабрике «Тайсон Фудс» в Спрингдейле из 481 пациента у 95% болезнь протекала бессимптомно. Тюрьмы в Арканзасе, Северной Каролине, Огайо и Вирджинии насчитывали 3’277 ковидных пациентов, но 96% не имели симптомов.

В целом по оценке американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, около 40% случаев коронавируса проходит бессимптомно.

Это заставило Ганди и других учёных задуматься, что загадка этой болезни может скрываться в том, почему столь многих людей она оставила практически невредимыми.

Что было такого в этих бессимптомных пациентах, которые жили и работали бок о бок с тяжелыми больными, что защищало их? Доза вирусного воздействия? Генетика? Или есть частичная устойчивость к вирусу?

Стремления и усилия в попытке найти ответ начинают приносить результаты, что вселяет надежду на то, что эти знания помогут ускорить разработку вакцин и методов лечения, или, возможно, даже дадут новые пути к обретению популяционного иммунитета, при котором у большинства протекает мягкая форма болезни, которая блокирует дальнейшее распространение, и пандемия заканчивается.

Т-клетки

Самой волнующей гипотезой, которая всколыхнула научный мир, стало предположение, что некоторые из нас, возможно, уже имеют частичный иммунитет от болезни, благодаря Т-клеткам, обученным распознавать заразу и уничтожать её.

Ученые предполагают, что это может быть результатом перекрестной защиты, полученной в результате стандартных детских прививок. Или, как предположила статья, опубликованная в журнале Science, это может быть результат других перенесенных коронавирусов, которые вызывают обычную простуду. К этому же склоняется и Национальный институт здравоохранения США, который говорит, что «это потенциально может объяснять, почему некоторые люди защищены от вируса и менее восприимчивы к тяжелой форме заболевания».

На популяционном уровне такие выводы, если они подтвердятся, могут иметь далеко идущие последствия – это значит, что уровень иммунитета населения выше, чем ожидалось.

Некоторые учёные считают, что делать такие выводы еще рано. Энтони С. Фаучи, ведущий специалист США по инфекционным заболеваниям, сказал в интервью, что, хотя эти идеи интенсивно изучаются, такие теории преждевременны. Он согласился с тем, что, по крайней мере, некоторая часть ранее существовавшего иммунитета у некоторых людей представляется возможной.

Вместе с тем, одно из последних исследований Института иммунологии Ла-Хойя близ Сан-Диего, опубликованных в мае в журнале Cell, обнаружило, что в 40-60% образцов крови 2015-2018 годов Т-клетки распознали SARS-CoV-2 (Covid-19).

«В то время коронавируса [Covid-19] еще не существовало, так что получить такой иммунный ответ просто удивительно», – говорит один из авторов научной работы Алессандро Сетте.

Исследовательские группы из пяти других стран сообщили о схожих результатах. В исследовании, проведенном в Нидерландах, Т-клетки реагировали на вирус в 20% образцов. В Германии – в 34%, в Сингапуре – в 50%.

Возможно, по счастливой случайности, SARS-CoV-2 является частью большого семейства вирусов. Два из них – атипичная пневмония (SARS) и ближневосточный респираторный синдром (MERS) – смертельны. Четыре других варианта коронавируса, которые вызывают простуду, широко циркулируют каждый год, но обычно приводят только к легким симптомам. Сетте называет их «менее злыми кузенами SARS-CoV-2».

«Иммунная система – это машина памяти, – сказал он. – Она помнит и отбивается сильнее».

Детское вакцинирование

Другое исследование, проводимое в клинике Майо в Миннесоте, проанализировало данные записи 137’037 пациентов, проходивших лечение в системе здравоохранения, чтобы найти взаимосвязь между вакцинацией и коронавирусной инфекцией.

Ученые знали, что вакцина против оспы, например, защищает от кори и коклюша, поэтому искали какие из существующих вакцин могут дать перекрестную защиту от коронавируса.

Результаты оказались интригующими: 7 типов вакцин, полученных 1, 2 или 5 лет назад, коррелируют с более низким уровнем инфицирования Covid-19. В частности, люди, получившие недавно вакцину от пневмонии, имели 28% снижение риска коронавируса. Риск заболевания у получивших вакцину от полиомиелита ниже на 43%.

Да, исследование носит наблюдательный характер и не показывает причинно-следственную связь, но ученые ищут способ сначала количественно оценить активность лекарств, чтобы взять потом лучшее за базу для новой вакцины.

Аллергия и астма

Тем временем в Мэриленде учёные изучали детей слабо пострадавших от коронавируса, пытаясь понять причины этого явления. Их внимание было нацелено на рецептор ACE2, через который вирус проникает в организм.

ACE2 выполняют важную функцию поддержания стабильного кровяного давления. Covid19 цепляется за ACE2 и размножается, поэтому медики ищут способ обмануть заразу, чтобы та нападала не на клетки, а на лекарство.

Изучение показало, что у детей, страдающих аллергией и астмой, эти рецепторы сжимаются. Это заинтриговало учёных.

«Мы думаем, что аллергические реакции могут защитить вас, понизив регуляцию рецептора, – говорят они. – Это, конечно, пока только теория».

Перед медиками здесь ещё много вопросов, так как эти рецепторы по-разному работают у людей разных возрастов и регионов.

Маски

Другим объектом исследования стали медицинские маски, которые используют для защиты от коронавируса.

Ученых заинтересовали результаты пандемии на двух круизных лайнерах. На Diamond Princess, где маски не использовали и вирус свободно гулял, как хотел, бессимптомных случаев было 47%. А на круизном лайнере, направлявшемся в Антарктиду, где в середине марта произошла вспышка, и экипажу выдали маски N95, а пассажирам – хирургические, 81% случаев протекали бессимптомно.

Аналогичная картина наблюдалась и в других местах, где все носили маски. В частности, в Сингапуре, Вьетнаме и Чехии, где маски носили все поголовно.

«У них есть случаи заражения, – замечает Моника Ганди, – но смертей меньше».

В принципе, медицина оперирует понятием вирусной дозы с 1938 года, когда нашли доказательства, что организм легче справляется с одиночными экземплярами вируса нежели с миллиардами агрессоров. Инфекционная доза ID50 – это доза, при которой заражается 50% населения.

И хотя для коронавируса этот уровень неизвестен – было бы неэтично подвергать людей такому эксперименту, предыдущие работы для других несмертельных вирусов подтверждают факт – чем меньше доза, тем меньше болеют.

В частности, есть доказательства, что в начале пандемии, когда большинство не носило маски, бессимптомных пациентов было 15%, позднее, когда все ими вооружились, их доля выросла до 40-45%.

Это значит, что маски защищают не только других, но и владельца.

«У меня, – говорит Ганди, – есть гипотеза, что бессимптомная инфекция, запускающая иммунитет, может привести к более высокому иммунитету на популяционном уровне, что само по себе ограничивает распространение пандемии».

По материалам Washington Post.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку