Проблема создания вакцины от нового коронавируса, по мнению учёных, сегодня не ограничивается исключительно её разработкой. Важнее то, что даже после появления и тестирования такой вакцины мир не сможет её произвести в масштабе человеческой популяции — в этом случае потребовалось бы обеспечить 7 миллиардов вакцин. Они выражают опасения, что вакцины на первом этапе может не хватать даже для тех, кто нуждается в ней острее других — для медицинского персонала.
В открытой печати непрерывно появляются сообщения о разработке и тестировании вакцин от COVID-19: то к её созданию приблизился новосибирский центр «Вектор», то эффективную вакцину создали кубинцы, то бельгийцы… Вся эта пестрота обнадёживающих сообщений вдохновляет людей, страдающих от ограничений, связанных с принимаемых правительствами мерами, и опасающихся заражения новой болезнью, от которой во всём мире умирают тысячи человек.
Профессор Сколтеха, доктор биологических наук, PhD Принстонского университета, заведующий сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН Георгий Базыкин уверен в том, что создание вакцины от нового коронавируса, учитывая реальную ситуацию в реальном мире, займёт не меньше года. Причина, по его словам, кроется прежде всего в сложностях запуска производства готовой вакцины.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» поинтересовался у учёного, какие барьеры можно было бы снять, чтобы долгожданная вакцина как можно скорее нашла путь к потребителю. «После того, как проходят все клинические испытания, — сказал он, — важно нарастить производство вакцины. И это — огромная проблема. Подавляющее большинство тех организаций, которые сейчас заявляют, что у них есть кандидат на вакцины и запускают её в тестирование, не имеют достаточных мощностей для того чтобы производить миллионы доз.
То, что здесь в принципе можно было бы сделать, если есть разумная уверенность (большая вероятность) в том, что какой-то вакцинный кандидат пройдёт успешные клинические испытания, можно было бы пытаться запускать, или по крайней мере начать налаживать, производство ещё до того, как эти клинические испытания завершены, чтобы к моменту завершения мощности уже были.
Но проблема в том, что это очень дорого и рисковано. Это огромные вложения, которые с большой вероятностью не окупятся для нескольких вакцинных кандидатов. Но если речь идёт о сокращении этапов запуска производства вакцины от нового коронавируса, то это — единственный этап, который сегодня можно сокращать».
Будем надеяться, что эта проблема, поднятая Геннадием Базыкиным, будет услышана и властью, и бизнесом. Если дело только в деньгах, то, может быть, можно разделить риски и поддержать производителей на пути создания вакцин? В конце концов, на кон поставлена жизнь людей, в первую очередь — медиков, которые составляют целую армию самоотверженных людей, рискующих своими жизнями.