Сотрудничество трех гениев ХХ века принесло миру балет «Пульчинелла», а для Стравинского стало отправной точкой нового неоклассического периода творчества. Рассказываем об опыте сотрудничества композитора, художника и хореографа, случившегося в рамках «Русских сезонов» Дягилева в 1920 году.

Игорь Стравинский и Пабло Пикассо познакомились в Италии в 1917 году. На память о встрече композитор увез портрет, нарисованный Пикассо карандашом. В «Хронике моей жизни» Стравинский описывает курьезную ситуацию на итальянской таможне, которая отказалась пропустить рисунок. Служители правопорядка решили, что «не портрет, а план». В этом же году Пикассо и Мясин стали участниками скандала, причиной которого стала постановка балета Сати «Парад» в «Русских сезонах». Сюрреалистический балет, оформленный в стиле кубизма, костюмы из картона, пишущие машинки и трещотки в оркестре… Подобный скандал «Русские сезоны» видели только на премьере «Весны священной».

В 1920 году композитора, художника и хореографа объединил в единую команду Сергей Дягилев. Для «Русских сезонов» был задуман балет на музыку итальянского композитора первой трети XVIII века Джованни Перголези о похождениях Пульчинеллы – одного из персонажей итальянской комедии дель арте. Инициатором новой постановки стал Леонид Мясин, который в Неаполе изучал сценарии комедий дель арте XVIII века и вдохновился ими на создание современного балета в формате стилизации.
Дягилев одобрил идею. Согласно плану, Стравинский должен был переложить для современного оркестра музыку Перголези и других композиторов прошлого, а Пикассо создать эскизы костюмов и декораций, также в стиле XVIII века. Известно, что Стравинский первоначально весьма скептически отнесся к идее работать с чужим материалом, но, познакомившись с предложенными музыкальными отрывками, изменил свое мнение.
«Пульчинелла» была моим открытием прошлого, моим крещением, благодаря которому сделались возможны все мои последующие сочинения. Конечно, это был взгляд назад — первое из многих деяний любви в этом направлении — но также и взгляд в зеркало.
Игорь Стравинский. «Хроника моей жизни»
Как подобает действительно великим художникам (в широком смысле этого слова), Стравинский и Пикассо в работе над «Пульчинеллой» вышли далеко за пределы той стилизации, которую планировал получить от них Дягилев. Композитор вспоминал: «моя музыка так шокировала его, что некоторое время он ходил с видом Оскорбленного Восемнадцатого Столетия». Результат деятельности Пикассо имел более взрывные последствия: Дягилев рассорился с художником, дважды требовал переделать эскизы и только общие усилия всей команды помогли примирить их.


Работа Стравинского тоже ушла далеко от планируемой оркестровки старинной музыки. Композитор, работая с готовым материалом, искал в нем себя и свой новый стиль. В «Пульчинелле» много стилистических аллюзий, черт жанра concerto grosso с выделением солирующих инструментов. Но за маской изящной музыки XVIII века прячется композитор ХХ века, который позволяет себе легкий юмор и сатиру. Это соло фагота или контрабаса, пытающихся вступать в музыкальное соперничество с заведомо более сильными струнными, трубой или тромбоном.
Самое интересное, что многие моменты партитуры «Пульчинеллы» переносят слушателя в мир «Петрушки». По сути, оба персонажа – это изображение в разных культурах одного и того же героя, потому воссозданный Стравинским балаган из мира его русских балетов не выглядит здесь чуждым.
Условная стилизация образцов прошлого просматривается и в эскизах костюмов, выполненных Пикассо. Гротескное сочетание белых одежд с ярко красными чулками лишь в общих чертах намечает отсылку к старине. Пульчинеллу венчала старинная маска с горбатым носом, приобретенная Мясиным на ярмарке в Италии.

Сложнее всего в коллаборацию «Пульчинеллы» встраивался ее инициатор Мясин. Музыка Стравинского внезапно оказалась слишком камерной для запланированных пышных танцев: Дягилев ложно дал хореографу ориентир на большой оркестр с арфами. Но музыка для камерного состава инструментов звучала максимально легко и Мясину пришлось по ходу репетиций пересматривать хореографию.
Результат порадовал всех участников сотрудничества. Стравинский превозносил эстетическое чутье Пикассо и хвалил, за некоторыми исключениями, работу Мясина. Сам Мясин в роли Пульчинеллы снискал бурю аплодисментов и комплиментов.
Восстановление оригинальной версии «Пульчинеллы» в 2007 году предприняла труппа Europa Dance. Удивительно, как пластика движений в некоторых моментах этого балета предвосхищает другую коллаборацию ХХ века – «Кармен-Сюиту» Бизе-Щедрина, созданную для Майи Плисецкой.
Опыт работы с партитурами классической эпохи открыл для Стравинского новый большой этап в творчестве – так называемый неоклассический период. Официально его открывает Октет для духовых, написанный в 1923 году, но первые ростки нового стиля пробиваются еще в «Пульчинелле».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения