В апреле 2022 года кондитерские изделия повысились в цене в среднем на 25%, а в свете решения Индонезии отказаться от экспорта пальмового масла они подрастут ещё. Сладости — среди наиболее чувствительных к цене продуктов, и первыми попадают под урезание. Поэтому для существенной доли россиян они перейдут в категорию предметов роскоши. Как сообщал исследовательский холдинг «Ромир», в 2021 году каждый пятый россиянин уже экономил на еде.
Индонезия — крупнейший мировой поставщик вредного для здоровья, но дешёвого продукта. Его доля на мировом рынке в 2021 году составляла 60%. Отказ страны от поставок пальмового масла ещё больше всколыхнёт рынок растительных масел, вступивший в эру высоких цен после начала спецоперации на Украине.
С другой стороны, Россия уже давно обсуждает ограничение производства, импорта и переработки продукции с высоким содержанием глицидиловых эфиров жирных кислот, превращающиеся в организме человека в канцероген глицидол.
Не то чтобы индонезийцы решили позаботиться о здоровье людей. Решение объясняется прежде всего нехваткой масла для внутреннего потребления. Как и в России, индонезийские производители в период высоких мировых цен стремятся вывозить товар на экспорт, лишая его граждан своей страны и провоцируя 70%-ный рост цен на растительное масло с начала 2022 года. Поэтому правительство и установило на эти поставки эмбарго.
Президент Индонезии Джоко Видодо подчеркнул, что его приоритетом является стабильное снабжение населения страны. «Хотя мы являемся ведущим производителем пальмового масла в мире, — подчеркнул он, — у нас возникают проблемы с поставками». Глава государства добавил, что эмбарго носит временный характер и будет отменено, как только цены на растительное масло в Индонезии упадут на 97%.
Помимо российских потребителей, от решения индонезийских властей пострадает бедное население Индии, Китая, стран Евросоюза и Пакистана, основные покупатели индонезийского пальмового масла. Всем производителям, использующим кондитерский жир в выпечке, придётся переходить на более дорогое соевое, кокосовое или подсолнечное масло, а у их производителей появится возможность повысить уровень цен.
Собственно, последние и окажутся единственными, кто выиграет от роста цен. Первый среди них — крупнейший российский производитель подсолнечного масла — компания «Русагро».