Случается, что одна маленькая неприятность стоит больших проблем для всего мира. Такой неприятностью стала блокировка Суэцкого канала гигантским контейнеровозом. Она вызвала миллиарды долларов потерь для бизнеса и также может привести к дефициту туалетной бумаги. На Суэцкий канал протяженностью около 190 км приходится около 10% международной морской торговли, и каждый день простоя приводит к значительным издержкам — от шести до десяти миллиардов долларов.
Ведущий мировой производитель целлюлозы бразильская компания Suzano Papel e Celullose рассказал Bloomberg, что восстановление мировой экономики вызывает нехватку контейнеров и грузовых судов, которые необходимы для грузовых перевозок по всему миру, и ситуация ухудшилась с блокировкой Суэцкого канала гигантским контейнеровозом.
В течение нескольких недель расходы на фрахт из Китая росли из-за кризиса в области здравоохранения. Из-за отсутствия контейнеров поставки замедляются, в том числе это относится к целлюлозе, которая необходима для изготовления туалетной бумаги. Если производители рулонов не имеют достаточных запасов, им придётся сократить производство. «Все южноамериканские игроки, которые экспортируют целлюлозу навалом, столкнулись с этим риском», — уверен глава Suzano Papel e Celullose Вальтер Шалька.
400-метровый контейнеровоз Ever Given японской компании Shoei Kisen, который эксплуатируется тайваньской судоходной компанией Evergreen, почти неделю блокировал Суэцкий канал Сегодня ночью он начал двигаться, его сняли с мели, но всё ещё не может полноценно плыть. Для его буксировки пришлось привлечь 10 гигантских буксиров.
Пока гигант морских грузоперевозок стоял на мели, за ним выстроились суда с товарами со всего мира, в том числе российские нефтяные танкеры. Объём заблокированной нефти составляет 15 миллионов баррелей. Опасение перебоев с поставками нефти вынудило рынок поднять цены на нефть марок Brent и WTI на 5%. Однако сразу после решения вопроса нефть вернулась к исходной цене.
Японцы не впервые перекрывают Суэцкий канал. Предыдущий случай такого рода произошёл в 2017 году, но тогда убытки были значительно меньше — отбуксировать судно удалось в течение нескольких часов.
Собственно, и контейнеровоз Ever Given уже попадал в неприятности. В 2019 году в Германии он столкнулся с паромом, поломал его и нанёс телесные повреждения шкиперу. Суд признал команду невиновной, поскольку несчастный случай произошёл из-за неожиданно поднявшегося сильного ветра.
На этот раз в блокировке Суэцкого канала, возможно, также виновата стихия. Но правительство Египта рассматривает и версии о технической или человеческой ошибке, совершённой капитаном одного из крупнейших контейнеровозов мира. Для страны, которая испытывала проблемы с загрузкой этого участка морского пути и предоставляла скидки транспортным компаниям, инцидент является большой неприятностью, отталкивающей покупателей.