Согласно планам российского правительства, около 69 миллионов россиян будут привиты от ковида по мере готовности вакцин. Этот процесс растянется на долгие месяцы, поскольку, по словам Татьяны Голиковой, до конца марта 2021 года в стране будет произведено только 17 миллионов доз трёх аккредитованных препаратов.
Напомним, что в середине января 2021 года была произведена и поступила на пункты вакцинации вакцина «Спутник V», к концу февраля появятся существенные объёмы второй вакцины — «ЭпиВакКорона», а ещё через месяц выйдет на производственную мощность и третья вакцина Центра Чумакова — «КовиВак».
Производителям предстоит не только запустить и нарастить производство вакцин в требуемых объёмах, но и обеспечить её дистрибуцию на пункты вакцинации. А затем — и убедить людей вакцинироваться в нужном объёме, который даст пресловутые 60% коллективного иммунитета.
Пока, по опросу ВЦИОМ, привиться от новой болезни готовы 38% россиян (около 56 миллионов человек). Но эти люди, равно как и колеблющиеся в отношении вакцинации, внимательно смотрят на результат вакцинации своих друзей и знакомых, поэтому число добровольцев может измениться в ту или другую сторону.
Мы полагаем, что есть все предпосылки к тому, чтобы на россиян оказывалось давление с целью скорейшей вакцинации. Причём по мере готовности вакцин к употреблению это давление будет усиливаться.
Например, уже сегодня мэр Москвы Сергей Собянин ставит условием для возврата транспортной льготы (так называемого «бесплатного проезда», который в действительности был оплачен в процессе работы граждан через налоги) получение второй прививки от ковида. Идут разговоры и о воздействии на людей через приём на работу или о возможных угрозах увольнения сотрудников.
Но откровенного принуждения к вакцинам не будет, особенно в ближайшие месяцы, когда для этого не будет достаточного числа препаратов. «Согласно законодательству Российской Федерации вакцинация в России является бесплатной и добровольной», — подчёркивает Голикова.
Она также заверяет, что в ближайшие месяцы не появится и «ковидных паспортов». «Введение дополнительных «паспортов» или каких-то иных документов, как мы видим, вызывает раздражение граждан, и граждане в этом случае формулируют вакцинацию как принудительный процесс. Это на сегодняшний день недопустимо», — говорит она, уверяя, что единственным документом о вакцинации останется сертификат привитого гражданина.
Срок «затишья» в возможной принудительной вакцинации и внедрении дискриминационных «ковидных паспортов» до апреля 2021 года возникает не только по внутренним политическим и экономическим причинам, но и по внешним. Дело в том, что нигде в мире такие документы ещё не введены. На первом этапе вакцинации, когда пионеры служат экспериментальной группой для исследователей, сохраняется много неясного в воздействии вакцины на человека и общество.
После получения предварительных результатов их проанализирует Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и изготовит рекомендации для глобального использования. Это случится до конца марта 2021 года.
А вот начиная с апреля тема «ковидных паспортов» как условия для массового туризма и посещения массовых мероприятий взамен карантина или справки от ковида возникнет вновь. Начнутся долгие международные переговоры, где странам предстоит решить, какие вакцины будут приняты глобально, а какие — нет. Какие права будут у привитых граждан, и как будут соблюдаться конституционные права тех, кто отказался от прививки.
Возможен и такой сценарий, что вакцинация российскими препаратами, не прошедшими сертификацию в Европе и США, не будет учитываться на мировом рынке, и привитые россияне окажутся в ущербном положении. Как, впрочем, и наоборот.
Остаётся только надеяться, что «ковидные паспорта» не будут введены в оборот и после апреля 2021 года, как бы того не хотелось личностям наподобие Билла Гейтса, который уже вовсю грозит новыми эпидемиями и предлагают инвестировать в систему оповещения о них.