Нейробиолога Флавио Донато из Базельского университета, как и многих его коллег по всему миру, весьма заботит вопрос о том, почему детские воспоминания не откладываются в памяти. «В тот момент, когда мозг учится со скоростью, которая никогда больше не достигается в течение всей жизни, воспоминания, на первый взгляд, не сохраняются в мозгу человека», — говорит он.
Действительно, редкий человек отчётливо помнит то, что с ним происходило до 3-летнего возраста. Затем воспоминания отрывочны. Лишь начиная с возраста 7ми лет, когда мозг полностью формируется, начинает пополняться копилка воспоминаний в том виде, чтобы о них можно было рассказать.
Ответ на вопрос относительно забывчивости человека относительно его раннего опыта каждым психологом даётся по-разному. Зигмунд Фрейд, например, был уверен, что «детская амнезия» — механизм, который позволяет мозгу подавлять психосексуальный опыт, связанный с рождением. Немало учёных и сегодня поддерживают эту версию, однако дополняют её тем, что опыт хранится в подсознании человека. Его можно извлечь, подобрав ключ.
Благодаря детскому опыту, включая пережитые инфекции и стрессы, и формируется мозг, система памяти, которая предопределит всю последующую жизнь человека. В лаборатории Сары Пауэр в Институте развития человека Макса Планка уверены, что это так, и сейчас проводят опыты по реактивации детских воспоминаний.
Предварительные данные лаборатории показывают, что примерно с 20 месяцев от рождения у человека активируется долговременная память. Дети в этом возрасте, научившись ассоциировать игрушку с определенным местом в комнате, могут запоминать информацию до 6 месяцев. Младенцы до 1.5 лет помнят такую информацию только около 1 месяца. Но неужели дальше она уходит из сознания навсегда?
Долгое время считалось, что гиппокамп — часть мозга, обрабатывающая и хранящая эпизодические и контекстуальные воспоминания, в раннем возрасте не умеет их хранить или даже формировать. Но новые исследования психолога из Университета Темпл Норы Ньюкомб показывают, что дети помнят всё, вот только не умеют «ставить дату» в своих воспоминаниях, что затрудняет процесс доступа к ним.
В другом исследовании Ньюкомб обнаружила доказательство того, что детские воспоминания всё же остаются в подсознании. Трехлетние дети, казалось бы, не могут точно вспомнить увиденные изображения животных через 3 месяца, но стоит их «размыть» и медленно фокусировать их перед детьми, как они спустя несколько месяцев начинают узнавать зверей.
Профессор уверена, что дети извлекают из мира общие черты, а не частности. Поэтому если они видят кошку соседа, то получают от неё информацию о кошачьих вообще, зачастую не вдаваясь в детали конкретного кота. Из этого следует отсутствие картинок в памяти.
В исследовании 2016 года Кристины Альберини, нейробиолога из Нью-Йоркского университета, было доказано, что крысы используют детский опыт, когда формируют шкалу опасности. Если они получили заряд электрошока в детстве в чёрном ящике, то они в дальнейшем его не узнают, но почему-то будут избегать чёрных помещений. Это ещё одно доказательство в пользу того, что дети ничего не забывают.
Любопытно то, что учёные заметили — если у ребёнка воспоминания чётки, то это тревожный сигнал. Он чаще всего встречается у сирот, но не в полных семьях.
Команда профессора Ричардсона обнаружила, что отделение крысят от матерей или воздействие на них гормонов стресса ускоряет созревание гиппокампа и предотвращает детскую амнезию. Однако в итоге человек всю жизнь ощущает тревожность. Аналогичные явления могут наблюдаться тогда, когда ребёнок в детстве серьёзно болел.
Отсутствие отчётливых детских воспоминаний — это не проблема для человека, а скорее показатель того, что они ушли в правильный отдел его памяти, оформив её структуру. А вот что это за отдел, кто им может воспользоваться и как — вопрос для будущих исследований.