Латинская Америка является мировым лидером по маркировке продуктов с целью предупредить покупателя о содержащихся в них питательных веществах. В своей заботе о здоровье населения она опередила даже такие регионы, как США и ЕС. Вероятно, этот опыт будет полезен и России.
Если у нас на этикетке вы будете вчитываться в мелкий шрифт о калорийности, то в странах Латинской Америке стоят крупные надписи, которые предупреждают, когда в упаковке содержится превышение рекомендуемой потребителем суточной нормы по какому-либо «питательному веществу, вызывающему озабоченность». Например, по сахару, соли или насыщенным жирам, а в некоторых странах по наличию трансжиров, искусственных подсластителей и кофеина.
В мексиканской столице Мехико привычная картина, когда на упаковке с конфетами вы видите большой чёрный знак «стоп», предупреждающий об избытке сахара или калорий. Для некоторых покупателей этого достаточно, чтобы отказаться от нездоровой сладости.
Вслед за новыми исследованиями проводимыми учёными континента, власти предпринимают шаги, чтобы на упаковке появились предупреждения о том, что товар относится к категории «высокой степени переработки».
Продукты с высокой степенью переработки составляют большую долю рациона среднестатистического латиноамериканского потребителя. Эти продукты, которые часто содержат большое количество жиров, крахмалов, сахаров и добавок (таких как ароматизаторы, красители и консерванты), были впервые выделены в отдельную группу и изучены бразильскими исследователями в начале 2000-х годов.
Сегодня латиноамериканцы получают от 20 до 30% своих ежедневных калорий из продуктов высокой степени переработки (в США этот показатель ещё больше — свыше 60%). Поскольку континент лидирует в исследованиях воздействия ультра-обработанной пищи на здоровье, страны региона также предпринимают шаги для обеспечения того, чтобы на всех продуктах с высокой степенью переработки были этикетки, предупреждающие потребителей об их вреде.
Впервые тема маркировки такой продукции появилась в 2010-х, когда Панамериканская организация здравоохранения (PAHO) решила бороться с ростом неинфекционных заболеваний в регионе.
«Первоначальные предложения по маркировке на лицевой стороне упаковки появились потому, что таблицы на обороте «Факты о питании», было совершенно недостаточно для быстрого и простого понимания потребителями», — рассказывает Фабио Да Силва Гомеш, представитель PAHO по вопросам питания и физической активности.
В 2010 году Мексика стала первой страной в регионе, которая разместила надпись «рекомендуемые суточные нормы» на упаковках. Затем, в 2014 году, Эквадор ввёл светофорную маркировку, на которой красный, жёлтый и зелёный соответствуют содержанию различных питательных веществ в пачке.
Однако ситуация действительно изменилась, когда в 2016 году в Чили была введена совершенно новая этикетка в форме знака стоп чёрного цвета.
Это было сделано после того, как исследования показали, что светофорная раскраска, используемая в Эквадоре и Европе, скорее призывала потребителя купить, нежели насторожиться.
Кроме того, она сбивала с толку. Люди не знали, что лучше: продукты с жёлтым рейтингом по содержанию сахара и соли или с красным рейтингом по насыщенным жирам и зелёным рейтингом по сахару.
Мексика также запретила продажу и продвижение продуктов с предупреждающими надписями в школах, ограничила маркетинг этих продуктов среди детей и, в конечном счёте, полностью запретила рекламу продуктов питания с предупреждающими надписями.
Исследование, проведённое в 2021 году, показало, что после введения в действие закона о маркировке в декабре 2017 года чилийские семьи стали меньше покупать продукты с маркером о высоком содержании сахара (-27%) и соли (-37%).
Принятый закон о маркировке сразу побудил производителей пересмотреть свою рецептуру, чтобы не было необходимости наносить предупреждающие знаки.
Чёрные восьмиугольные знаки, появившиеся в Чили, быстро распространились по всей Латинской Америке — в Перу, Уругвае, Мексике, Аргентине и Колумбии. Ожидается, что в декабре к ним присоединиться Венесуэла.
Некоторые страны пошли дальше и охватили маркировкой также искусственные подсластители и кофеин. Другие ввели налоги, чтобы отговорить граждан от покупки вредной еды.
Бразилия решила пойти иным путём и позаимствовала знак увеличительного стекла у Канады вместо чёрного знака стоп.
«Мы не поддерживаем бразильскую систему предупреждений, — говорит Гомес. — Он очень маленький, и это важно, потому что из предупреждений о вреде табака мы знаем, что существует зависимость между размером предупреждения и реакцией потребителя, — это означает, что потребители с меньшей вероятностью приобретут табачные изделия, чем крупнее предупреждающая надпись на них».
Странам Латинской Америки в каком-то смысле было легче внедрить маркировку, чем США, потому что в их конституции право на здоровье превалирует над свободой слова бизнеса.
Впрочем корпорации не сдаются без боя. Лоббируя свои интересы международная пищевая промышленность грозит многим правительствам обратиться во Всемирную торговую организацию за якобы нарушение соглашений о свободной торговле. Будто бы законодатели создают «ненужные препятствия для международной торговли».
Гомес считает, что маркировка не ограничивает продажу продуктов с высокой степенью переработки, а скорее задаёт правила по их продвижению на рынке.
Известно, что производители специально финансировали исследования, в которых подчёркивалась важность физических упражнений, а не диеты.
Так Coca-Cola выделила университетским исследователям в США и Колумбии 199’500 долларов на изучение влияния отсутствия физической активности, а не доступности цельных продуктов, на ожирение.
«Коммерсанты действительно хорошо умеют перекладывать вину на других, — говорит профессор Эрик Кросби из Университета Невады в Рино. — Они пытались переложить вину на людей, чтобы те отвечали за их продукцию. Это классический приём, который применяли табак и алкоголь — все они так поступали».
Да, концепция продуктов с высокой степенью обработки впервые появилась в Латинской Америке, но пока ни в одной из стран континента нет маркировки об этом. Однако эксперты уверены, что скоро она появится.
«Продукты с высокой степенью переработки уже являются частью диетических рекомендаций во многих странах Латинской Америки», — говорит профессор диетологии Линдси Смит Тейли из Университета Северной Каролины. Поэтому недолог тот час, когда появятся соответствующие предупреждения.