Сотрудники Оперштаба по борьбе с коронавирусной инфекцией 14 февраля 2021 года объявили журналистам о том, что за неделю в России было зафиксировано 18%-ное увеличение заболеваемости ковидом и на 7% выросло число госпитализаций. Одновременно вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил за период 23%-ное снижение числа звонков на горячую линию 122. Чиновник полагает, что это успех цифровизации, но не есть ли это, наоборот, её провал?
Казалось бы, если больных, в том числе серьёзных, становится больше, то должно расти число обращений ко врачам? Но, как следует из статистики, врачей не заменит искусственный интеллект, и люди отказываются от общения с электронным помощником!
Цифровизация стала отпугивающим фактором, и внесла свой вклад в распространение коронавирусной инфекции в стране. Если снижается число звонков при общем росте заболеваемости, то большее количество людей идёт узнавать о заболевании в поликлинике, заряжая людей по пути.
У человека с признаками недомогания сегодня два пути: придти в поликлинику по месту жительства с признаками ОРВИ или позвонить 122. В Москве рекомендуют прогуляться самостоятельно, если больные в состоянии это сделать, лишь остальным — звонить 122 и… общаться с голосовым помощником. Лично мне неделю назад пройти общение с искусственным интеллектом не удалось — быстрее было дойти до поликлиники, где, к слову сказать, оказались не очень рады меня видеть и всё норовили не ухудшать статистику: «А зачем вы пришли?».
Дмитрий Чернышенко хвалится тем, что среднее время ожидания ответа на горячей линии составляет 1 минуту. Да, но затем к вам подключаются голосовые виртуальные онлайн-консультанты, чат-боты или интерактивное голосовое меню — опции, являющиеся предметом гордости оптимизаторов в правительстве.
И каково общаться со всем этим людям 65+, для которых в основном и работает пресловутый 122? Известные мне шли в поликлинику.
Всё дело в экономике. 3.6 миллиона обращений на горячую линию за неделю могли бы стать серьёзной статьёй расходов бюджета. Но чиновники научились её сокращать как за счёт искусственного интеллекта, так и за счёт привлечения бесплатной рабочей силы. 31%-ный рост укомплектованности был достигнут за счёт волонтёров и студентов-медиков — это пятнадцать тысяч человек, не получающих зарплату и снижающих доходы своих семей.
Волонтёры — как и 23%-ное снижение числа обращений на телефон 122, это очень сомнительный успех. Цифровизация может и должна стать ресурсом экономического роста, но не за счёт здоровья и благосостояния граждан.