Милый с виду французский президент Эммануэль Макрон оказался не таким безобидным, каким он представлялся на первый взгляд. Он призывает перевозчиков не пользоваться Северным морским путем (СМП) России, чтобы защитить экологию Русского Севера. И некоторых он уже убедил в этом.
Выступая на саммите Большой Семерки G7 в Биаррице (Франция), Макрон заявил, что крупнейшая французская логистическая компания CMA CGM уже обязалась не пользоваться Северным морским путем, который продвигает Россия, как самый быстрый и короткий маршрут между Европой и Азией.
Надо заметить, что CMA CGM это четвертый по величине морской грузоперевозчик в мире с рыночной долей 11.6%. Крупнее его только Maersk (17.7%), MSC (14.5%) и COSCO (12.4%). Если и они последуют её примеру, то это будет сильный удар по российским инвестициям в СМП.
В прошлую пятницу председатель CMA CGM Родольф Сааде заявил, что ни одно из судов его компании не будет использовать этот маршрут, несмотря на его «конкурентные преимущества».
«Использование Северного морского пути будет представлять значительную опасность для уникальных природных экосистем этой части мира, в основном из-за многочисленных опасностей, связанных с авариями, загрязнением нефтью или столкновениями с морской фауной», — пишется в заявлении компании.
Россия в условиях потепления климата и таяния северных льдов планирует воспользоваться открывшейся возможностью заработать на этом маршруте и вкладывается в флот атомных ледоколов. На российских верфях уже строятся три атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь», «Урал», чья сдача в эксплуатацию намечена на 2020-2022 года. Подписан договор на постройку четвертого – «Лидер».
Общая стоимость нового ледокольного флота составляет более 166 млрд. рублей! И эти деньги надо окупить, а тут такой поворот.
«Многие люди сегодня объясняют нам: глобальное потепление, потрясающая новость, на Севере растает лед, мы откроем более быстрый маршрут, это здорово», — говорит Макрон. – «Этот маршрут убьет нас в конце концов, потому что, конечно, маршрут может быть и короче, но это следствие нашей прошлой безответственности».
Вслед за предложением Франции Норвегия сразу сказала, что хочет проверить Севморпуть на экологичность.
Как заявила глава норвежского МИД Ине Мари Эриксон Серейде, «следует проверить его на соответствие экологическим стандартам, которые предъявляются для морских маршрутов в Арктике. Насколько я вижу, у СМП есть серьезные проблемы в отношении всего: от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всем протяжении трассы до крайне сурового климата. Это сильно усложняет задачу сделать маршрут выгодным и коммерчески успешным, как многие того хотели бы».
В сентябре прошлого года Maersk, крупнейший морской контейнерный перевозчик, совершила первый пробный рейс по Севморпути, и заявила, что не намерена им пользоваться, так как пока он экономически невыгоден.
Сейчас из-за толстых льдов маршрут фактически закрыт около полугода. В будущем с вводом новых ледоколов Россия планирует сделать его свободным для навигации круглый год, сделав его экономически оправданным.
Но французский президент настаивает на более жестких действиях в отношении изменения климата и решения экологических проблем. Так он уже пролоббировал индустрию моды на подписание акта об защите окружающей среды и собирает коалицию, чтобы воздействовать на Бразилию, где идёт вырубка тропических лесов и лесные пожары. Теперь новая инициатива…
Да, такова большая политика, придётся договариваться и искать компромиссы.