Министр промышленности и торговли России Д.В. Мантуров рассказал о своём видении рынка детских товаров: насколько он вырастет, что ждёт российское производство и потребление игрушек. В частности, он высказал мнение о том, что запрет вредных игрушек — не лучшее лекарство.
Предыстория. Большую долю российского рынка детских товаров занимают зарубежные производители (на 2012 год — 80% рынка), в том числе — некачественные образцы продукции. Для борьбы с этим явлением Правительство решило заняться тем, чтобы увеличить долю качественной российской продукции, и в 2013 году утвердило соответствующую «Стратегию развития индустрии детских товаров до 2020 года».
Развитие рынка детских товаров должно было происходить в три этапа. Нынешний этап (2016 — 2018 годы) — это время вложений в расширение производства и развитие экспорта. Меры Правительства, по умеренным расчётам, должны были увеличить долю российского производства до 45% к 2020 году.
Д.В. Мантуров рассказал о том, что к 2020 году можно нарастить долю российского производства на рынке детских товаров до 65%, если применить меры, разработанные Минпромторгом.
Общий объём рынка детских товаров в 2016 году составил 530 млрд рублей, в том числе 31% — детская одежда, 9% — обувь, 26% — товары для новорождённых, 22% — игрушки. Принимая во внимание, что в России 27 млн детей, на одного ребёнка в год родители тратят около 20 тысяч рублей. Дети до 4 лет — это 10 млн человек.
В ответ на вопрос «Известий» о том, как бороться с вредными игрушками на российском рынке, Министр сказал, «что запрет — не лучшее лекарство», он видит тут решение проблемы в правильном выборе игрушки для удовлетворения потребности ребёнка. Мантуров посоветовал родителям покупать «достойную альтернативу» на созданном Минпромторгом портале «Сделано для детства», если ребёнок просит их купить «странную с точки зрения взрослых игрушку».
Д.В. Мантуров верит в то, что созданный на портале российский ассортимент поможет не только выбрать российскую безопасную игрушку, но и трансформировать отрасль детских товаров, сделать её более соответствующей современным технологиям. «Если мы хотим воспитать новое поколение великих авиаконструкторов, то нужно предложить им соответствующие условия, дать возможность работать с робототехникой, например», — сказал Министр.
Руководитель Минпромторга также стремится увеличить долю лицензионной продукции в индустрии детских товаров. В России лицензии — это 15% рынка, в Европе — 40%, в США — 60%. «К 2020 году россиянин будет тратить на лицензионную продукцию в среднем 2’000 рублей в год», — сказал Министр и уточнил, что для этого правительство компенсирует производителям детских товаров часть затрат на покупку авторских прав у производителей мультфильмов.
Что касается развития экспорта, то, по словам Д.В. Мантурова, особенным успехом пользуются за границей российские конструкторы и другие игры для развития. 80% экспорта детских товаров — это Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия (Евразийский экономический союз или ЕАЭС).
Источник: Министерство промышленности