Снижение потребляемых калорий даёт стройное тело и продлевает жизнь — этот эффект часто связывают со снижением веса и метаболическими процессами, вызванными им. Новое и крупнейшее исследование диетических ограничений, проведённое на лабораторных животных, нашло объяснение общепринятому мнению о том, что диета продлевает жизнь.
Исследование, в котором приняли участие почти 1000 мышей, которых кормили низкокалорийной пищей или регулярно подвергали голоданию, показало, что такие режимы действительно приводят к потере веса и связанным с этим метаболическим изменениям. Однако другие факторы, включая здоровье иммунной системы, генетику и физиологические показатели жизнестойкости лучше объясняют связь между сокращением потребления калорий и увеличением продолжительности жизни.
«Метаболические изменения важны, — говорит Nature один из руководителей исследования генетик Гэри Черчилл из лаборатории Джексона в Бар-Харборе. — Но они не ведут к увеличению продолжительности жизни».
Для стороннего наблюдателя результаты показывают сложную и индивидуальную природу реакции организма на ограничение потребления калорий. «Это свидетельствует о сложности такого воздействия», — говорит биогеронтолог Джеймс Нельсон, из Научного центра здоровья Техасского университета.
Исследование было опубликовано в журнале Nature Черчиллем и его соавторами, в том числе учеными из Calico Life Sciences — биотехнологической компании, специализирующейся на борьбе со старением, которая финансировала научную работу.
Подсчет калорий
Учёным давно известно, что ограничение калорийности — режим долгосрочного ограничения потребления пищи — увеличивает продолжительность жизни лабораторных животных. Некоторые исследования показали, что периодическое голодание, которое включает в себя кратковременные периоды голодания, также могут увеличить продолжительность жизни.
Чтобы узнать больше о том, как работают такие диеты, исследователи наблюдали за здоровьем и продолжительностью жизни 960 мышей, каждая из которых представляла собой генетически отличающуюся особь, взятую из разнообразной популяции, что отражает генетическую изменчивость, присущую людям. Часть мышей была переведена на низкокалорийную диету, другая группа придерживалась режима периодического голодания, а остальным разрешалось есть свободно.
Сокращение потребления калорий на 40% привело к увеличению продолжительности жизни, но периодическое голодание и менее строгое ограничение потребления калорий также увеличили среднюю продолжительность жизни. У мышей, сидевших на диете, также наблюдались благоприятные метаболические изменения, такие как снижение жировых отложений и уровня сахара в крови.
Однако влияние диетических ограничений на обмен веществ и продолжительность жизни не всегда менялось в одночасье. К удивлению авторов, мыши, которые теряли больше всего веса на диете с ограниченным количеством калорий, как правило, умирали раньше, чем животные, которые теряли относительно небольшие количества.
Это говорит о том, что процессы, выходящие за рамки простой регуляции обмена веществ, влияют на то, как организм реагирует на режим с ограниченным потреблением калорий. Наибольшее значение для увеличения продолжительности жизни имели факторы, связанные со здоровьем иммунной системы и функцией красных кровяных телец. Также ключевым моментом была общая устойчивость, предположительно закодированная в генах животных, к стрессу, вызванному сокращением потребления пищи.
«Такое воздействие является фактором стресса», — объясняет Черчилль. Наиболее устойчивые к стрессу животные теряли меньше всего веса, сохраняли иммунную функцию и жили дольше.
Стройность — залог долголетия
Полученные результаты могут изменить отношение учёных к исследованиям диетических ограничений у людей. В ходе одного из наиболее масштабных клинических испытаний низкокалорийной диеты на здоровых людях, не страдающих ожирением, выяснилось, что такое воздействие помогло снизить уровень метаболизма. Считается, что этот кратковременный эффект в долгосрочном плане положительно сказывается на продолжительности жизни.
Данные о мышах, полученные командой Черчилля, позволяют предположить, что показатели метаболизма могут отражать «продолжительность жизни», но необходимы другие показатели, чтобы сказать, действительно ли такие стратегии «борьбы со старением» дадут эффект.
Вместе с тем, специалист по старению Дэниел Бельски из Колумбийского университета предостерегает от излишнего оптимизма и проведения прямой параллели между мышами и людьми. И признает, что исследование «укрепляет наше растущее понимание того, что здоровье и продолжительность жизни — это не одно и то же».