После ухода западных производителей из сферы машиностроения рынок металлопроката в России претерпел изменения, поскольку второй по величине рынок сбыта пережил спад. Если строительство по-прежнему даёт металлургам плановые показатели, то замену машиностроению им пришлось искать в соответствии с новыми ориентирами российской экономики.
За 2022 год прокат увидел 8%-ное падение. Кто мог спасти его производство? Оборонная промышленность и восстановление гражданских импортозамещающих производств автомобилестроения и машиностроения.
Долгое время металлургические гиганты хранили молчание, занимаясь освоением новых направлений. Затем паузу прервал Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), выпустивший отчёт с признаками восстановления производства в первом полугодии 2023 года.
Тренд укрепился в 3-м квартале 2023 года, теперь металлопрокат с акцентом на премиальную продукцию занимает в портфеле компании до 44%, а сохранением производственных мощностей она обязана российским потребителям — строительству, металлообрабатывающим предприятиям и автомобильным концернам, вместо западных марок автомобилей наладившим выпуск китайских.
Аналогичная ситуация у «Северстали», где было принято решение вложить 1.3 миллиарда в усовершенствование линии металлопроката и где ожидают 6% корректирующий рост в 2023 году. Компания видит перспективы также в восстановлении машиностроительных производств на российском рынке.
Это примерно отражает общемировые тренды, где металлурги сначала содрогнулись от закрытия границ и нарушения цепочек поставок в эпоху пандемии, затем от санкций, повышения затрат (сырьё и электроэнергия) и необходимости переориентации рынков в эпоху спецоперации на Украине — а теперь наступил покой.
Ожидается, что шаг за шагом за счёт новых направлений глобальный рынок металлопроката войдёт в этап 6-7%-ного роста до 2027 года, при этом глобальные игроки, такие как ArcelorMittal, «ставят» на инновационный экологически чистый прокат. Тройка рынок-потребителей останется неизменной: автомобили, строительство и машиностроение, в разных долях.
Крупные производители и продавцы, такие как «Авиапромсталь», чувствуют себя вполне комфортно на рынке металлопроката. Но в целом изменения вызывают смешанные эмоции у игроков.
Отмечается, что на рынке сохраняется обоснованное беспокойство относительно падения цен. В США — в меньшей степени, там действует протекционизм. В Китае и зависящих от него экономиках колебания объясняются разговорами о возможных дополнительных инфраструктурных расходах страны, оказавшихся ниже ожиданий. В Турции рынок фактически «просел» более чем на 60% за счёт потери израильских потребителей, высокой инфляции и регулирования ключевой ставки — подобные же явления беспокоят и российских производителей и продавцов металлопроката.
Негативные ожидания, в свою очередь, заставляют российских производителей при наличии спроса корректировать цену на металлопрокат (горячекатанный прокат вырос на четверть за год), где это возможно и где позволяет правительство. Аналитики отмечают ухудшение настроений при взгляде на будущее арматуры и труб средних размеров, где цены несколько недель падают вниз и сужающийся спрос вынудит их дальше опускать.
И на фоне этого активизируется Китай, готовый освоить повсеместно появляющиеся у России юани. Представительство компаний из этой страны на приближающейся выставке «Металл-Экспо» будет рекордным. Как и ожидалось, китайские товарищи будут стараться удовлетворять потребности взамен ушедших западных компаний, но также они хотят составить конкуренцию российским там, где улучшается спрос.
Постепенно восстанавливающийся спрос (+5%) пока не позволяет ещё российским производителям и продавцам металлопроката достичь показателей 2021 года. Ожидается, что это произойдёт лишь в 2024 году.