Каждый из нас смотрел фильм «Собачье сердце» по М. Булгакову, где в юмористической форме рассказывалось о том, как профессор Преображенский пересадил донорское собачье сердце умирающему человеку и что из этого вышло. Но у этого сюжета и профессора был прототип в реальной жизни — Нобелевский лауреат И.П. Павлов, который в действительности проводил спорные опыты, в том числе добавляя человеческий биоматериал к обезьянам. Что, однако, не мешало Ивану Павловичу быть искренне верующим человеком и церковным старостой.
Писателя и врача Булгакова же, как и большую часть русского общества, опыты Павлова смущали (мягко говоря!), что он и отобразил в своём произведении. «Собачье сердце» предупреждает о том, что вмешательство в Божий мир чревато большими последствиями, особенно если примет массовый характер.
Те же опыты возникают и сегодня, и так же находят отповедь среди мыслящих людей. В частности, исследование, опубликованное в журнале Cell1, возбудило полемику в мировой науке о том, насколько этичны такие исследования.
Ученые на страницах научного журнала хвалятся тем, что впервые успешно вырастили эмбрионы обезьян, в которые были введены человеческие стволовые клетки. Они наблюдали, как клетки человека и обезьяны делятся и растут вместе в ёмкости, причем добились того, что по крайней мере 3 эмбриона выживают до 19 дней после оплодотворения.
“Каждый эмбрион содержит человеческие клетки, которые размножаются и дифференцируются в разной степени”, — рассказал Nature один из авторов исследования Хуан Карлос Исписуа Бельмонте, биолог по развитию из американского Института биологических исследований Солка в Ла-Хойе. Он уверен, что делает благое дело, ведь появляется шанс, что некоторые гибриды человека и животных, известные как химеры, станут лучшими моделями для тестирования лекарств и будут использоваться для выращивания человеческих органов для трансплантации.
Та же команда ранее проводила другие исследования, получая эмбрионы коров и свиней, выращенные с человеческими клетками, и эмбрионы крыс, выращенные с клетками мышей.
Сегодня таким исследованиям даётся зелёный свет во многих странах, в том числе в США, Японии и других, при ряде ограничений. Но всё больше учёных ставят под вопрос их необходимость и возможность.
“Есть гораздо более разумные эксперименты в этой области химер как источника органов и тканей, — говорит Альфонсо Мартинес Ариас, биолог развития в Университете Помпеу Фабра в Барселоне, Испания. — Эксперименты с домашними животными, такими как свиньи и коровы, более перспективны и не рискуют перейти этические границы”.
И, конечно, никто не может предугадать, что как будут развиваться получившиеся «шариковы», какие клетки в них возобладают и будут ли они жизнеспособны. Пока лишь видно, что химеры больны и недолговечны.
В мае 2021 года Международное общество исследований стволовых клеток (ISSCR), как ожидается, опубликует обновлённые руководящие принципы исследований стволовых клеток.