Учёные Эдинбургского университета, как и многие из их коллег, долгое время думали, что мозг млекопитающих рос вслед на их телами после уничтожения 66 миллионов лет назад. Но по итогам нового исследования они пришли к выводу, что мозги начали увеличиваться в размерах в последнюю очередь лишь когда их владельцам потребовалось стать умнее, чтобы выжить.
66 миллионов лет назад млекопитающие были небольшими, они достигали максимум размеров бобра. Затем росли, порой становясь настоящими гигантами. Маленькими оставались те, кто должен был бегать от хищников, большими становились сами хищники.
Руководитель исследования палеонтолог из Эдинбургского университета Стив Брусатте уверен, что гастрономические пристрастия предопределили размеры особей. Он говорит о том, что только когда динозавры исчезли, млекопитающие наконец получили возможность свободно расти. Но мозг тем временем развивался в ином направлении, по совершенно иным законам.
Учёные сравнили размеры тел и мозга 34 млекопитающих, живших 65-55 миллионов лет назад, с помощью 3D-реконструкции их черепов. Выяснилось, что после вымирания основной угрозы общие размеры тел сразу начали расти, а для роста мозга потребовалось ещё 10 миллионов лет, когда в этом назрела необходимость.А сначала мозг уменьшился.
Всё дело в том, что мозг развивался неравномерно — увеличение могло касаться только отделов, связанных с интеллектом, или отделов, связанных с обонянием. Нередко увеличение одного отдела сопровождалось уменьшением другого.
Причины этого явления до сих пор неясны. Кто-то из учёных говорит о необходимости быть умнее в конкурентной борьбе, кто-то — об улучшенном качестве пищи и ликвидации угрозы.
В исследовании говорится, что доисторические животные в значительной степени полагались на свое обоняние, в то время как их зрение и другие чувства были менее развиты. Это указывает на то, что, возможно, изначально было более выгодно быть большим, чем высокоинтеллектуальным, чтобы выжить в эпоху после динозавров.
Палеонтологи приступили к изучению других структур в черепах млекопитающих, таких как внутреннее ухо, которые могут рассказать исследователям о ловкости и диапазоне слуха животного, а также о том, как эти черты адаптировались к изменению стиля жизни.