7 февраля 1832 года математики Казанского университета содрогнулись: ректор и профессор Николай Лобачевский заявил: для любой данной точки существует более одной линии, которая может быть продолжена через эту точку и идти параллельно другой линии, частью которой эта точка не является. Пятое правило Евклида, которое долгие века пытались обосновать математики, оказалось ложным, и возникла новая наука — неэвклидова геометрия Лобачевского. Однако эта наука была признана лишь через несколько лет после смерти учёного.
Не было бы Николая Лобачевского — совсем иначе мы видели бы пространство, не появилась бы и теория относительности, совсем по-другому выглядела мы научная мысль наших дней.
Его имя присвоено Нижегородскому государственному университету как исходя из заслуг, так и по месту, где великий русский математик появился на свет и прожил в первые 7 лет своей жизни, до смерти отца.
В дальнейшем имя Николая Ивановича Лобачевского тесно связано с Казанью, где открытая в 1798 году Императорская гимназия приняла на стипендию троих сыновей-сирот Лобачевских. Будущий математик закончил её, поступил в Казанский университет в 1807 году и блестяще окончил его в 1811 году.
На раннем этапе научной деятельности Николай чуть было не лишился своего места в науке по обвинению в атеизме. Что можно царю — студенту нельзя; юноша осмелился въехать в университет не то на корове, не то на свинье. В этот период Николая Лобачевского подозревали в участии в многочисленных студенческих бунтах, из-за чего его подвергли экзамену, который он с большим трудом, но прошёл.
В 1814 г. Лобачевский стал преподавателем Казанского университета (при условии умерить наклонности шалуна), в 1816 г. получил звание доцента. Благодаря дару объяснять и легкости речи, он был звездой для студентов. Недаром учёный преклонялся перед А.С. Пушкиным и сам писал стихи.
Впоследствии, как писал в воспоминаниях сын Николай, Лобачевский очень не любил вспоминать о юношеских проделках. Весь свой революционный дух он обратил на благо научных идей.
В 1822 году, в возрасте 30 лет, Николай Иванович стал профессором, преподавал математику, физику и астрономию. Учёный занимал многие административные должности в Казанском университете, и пережил его ревизию 1826 года, когда пал его покровитель и попечитель Казанского округа М. Магницкий. «Зачистки» открыли путь Лобачевскому наверх — в 1827 году он стал ректором Казанского университета при покровительстве нового попечителя — М.Н. Мусина-Пушкина.
В 1832 году Николай Иванович женился на Варваре Алексеевне Моисеевой, род которой вёл начало от князей Черниговщины Болховских, и которая была вдвое моложе мужа. У них было 18 детей, из которых только семеро дожили до юношеского возраста. Трое — Николай, Варвара и Алексей, прожили относительно долгую жизнь.
Примечательно, что сам учёный получит потомственное дворянство только 29 апреля 1838 года. Это никак не сказалось на денежных делах: учёный не обзавёлся собственным домом и жил на казённой ректорской квартире, пока служил.
В остальном, казалось бы, всё шло хорошо. Знания и опыт Николая Лобачевского оказываются востребованными для большинства проектов в сфере образования и управления; он отвечает за организацию огромной центральной библиотеки университета, становится членом комитета по строительству университетских зданий, организует физическую лабораторию и закупку нового оборудования, участвует в строительстве астрономической обсерватории, назначается редактором академического журнала «Воспоминания Казанского университета» и контролирует учебные центры всего Казанского уезда. И всё это наряду с научной работой, которую Лобачевский никогда не оставлял.
Спать остаётся по 3-4 часа в день, и последствия переутомления сказываются на организме. Уже в 1846 году великого математика уволили из университета из-за ухудшения здоровья: к середине 1850-х годов он почти ослеп и не мог ходить.
Как бы странно это ни показалось сегодняшним чиновникам, Лобачевский за 40 лет службы и работы по инфраструктурным проектам не сумел накопить капитал. Едва он теряет доход, как лишается денег, необходимых на лечение Николая Ивановича и его больной жены, и казённой жилплощади.
Последующее назначение помощником попечителя Казанского учебного округа кормит плохо, и учёный умирает в бедности в 1856 году. Он был похоронен на Арском кладбище в Казани, университет которой сделал передовым, и могила Николая Лобачевского сегодня — объект культурного значения федерального уровня.