Традиционный рабочий график меньше извлекает пользы из труда «сов». Люди, предпочитающие поздно ложиться спать, в два раза чаще отстают на работе, чем «жаворонки», показало новое исследование финских ученых.
«Жаворонки» – люди с утренним хронотипом, как правило, лучше работают рано утром, в то время как «совы» – наоборот. Считается, что эти внутренние часы в значительной степени определяются генетикой, однако график работы, семейная жизнь и воздействие дневного света также играют определенную роль.
Хронотип – это ваша индивидуальная особенность суточных ритмов организма (циркадных ритмов), которые оказывают большое влияние на график сна, обмен веществ, температуру тела и гормоны.
Ученые опросили 5’881 человека, родившихся в 1966 году в северной Финляндии, об их трудовой жизни и здоровье, характере сна, чтобы определить, каким был их естественный хронотип в 2012 году, когда им было 46 лет. Участники исследования находились под наблюдением в течение четырех лет.
10% мужчин и 12% женщин были «совами», 72% из них работали днём. Остальные люди поделились пополам на «жаворонков» и «голубей» – то, что исследователи называют промежуточными хронотипами.
Четверть людей, отнесенных к «совам», оценили свою собственную производительность на работе как плохую. Использовалась международно признанная шкала, разработанная для выявления людей с плохой трудоспособностью и высоким риском досрочного выхода на пенсию из-за инвалидности. Эта доля оказалась в два раза больше, чем у «жаворонков» и «голубей», говорится в исследовании, опубликованном на днях в журнале Occupational & Environmental Medicine.
Комментируя результаты работы, Кристен Кнутсон, адъюнкт-профессор Северо-Западного университета, который специализируется на исследованиях связей между сном, циркадными ритмами и кардиометаболическими заболеваниями, сказал:
«Если совы вынуждены работать рано утром, они не будут оценивать свою работоспособность так высоко, как жаворонки. Верно и обратное. Если бы нормальное рабочее расписание было с 3 часов дня до 11 часов вечера, жаворонки чувствовали бы себя хуже, чем совы».
«Основной регулятор – это наши внутренние биологические часы, которые диктуют время суток, в которое мы работаем лучше всего», – добавил Кнутсон, не принимавший участия в этом исследовании.
Он так же отметил, что, хотя исследуемая популяция относилась к северному району Финляндии, полученные результаты «вероятно применимы» и к другим странам, учитывая универсальный характер биологических часов человека. В то же время исследователи оговариваются, что в Финляндии офисные часы начинаются рано – обычно в 8 утра, а синие воротнички начинают ещё раньше. Поэтому в других трудовых культурах эта тема требует дополнительного исследования.
Авторы исследования доктор Тапио Райха и профессор Лина Ала-Мурсула из Университета Оулу пишут: «Мы понимаем, что эти результаты наблюдений являются новыми и должны быть подтверждены другими исследованиями. Тем не менее, наши данные хорошо согласуются с предыдущими работами о том, что вечер связан с ухудшением здоровья и функционирования».
Уж не повод ли это к трудовой дискриминации?
Сюзанна Худ, адъюнкт-профессор Бишопского университета Квебека, которая не участвовала в исследовании, сказала CNN, что совам не стоит беспокоится из-за этих находок.
Оценка работоспособности не обязательно говорит о качестве работы в реальном выражении, замечает Худ, специализирующаяся на исследовании циркадных ритмов. Кроме того, работодатели могут извлекать одинаковую выгоду из людей с разными хронотипами.
«Например, сотрудник, который кажется медленным стартером утром, может быть человеком, который более эффективно работает вечером, чтобы уложиться в важный срок. Если есть возможность гибкого планирования, позволяющая сотрудникам регулировать время дня, когда они завершают свою работу, это может помочь оптимизировать производительность», – говорит Худ.
Кроме того, продолжает Худ, «я бы посоветовала людям, чей рабочий график не синхронизирован с их хронотипом, стараться следовать регулярному графику сна, чтобы избежать недосыпания. Хронотипы не настолько жесткие, поэтому мы можем немного изменить наше предпочтение времени суток, сохраняя ежедневную рутину сна и бодрствования».