Обнаружены ещё две неизвестные картины Рембрандта

Обнаружены ещё две неизвестные картины Рембрандта

В июле 2023 аукцион Christie’s выставит на продажу два небольших портрета, атрибутированные как работы кисти Рембрандта. Последний раз на публике эти картины были 200 лет назад.

Это портреты богатого лейденского сантехника Яна Виллемс ван дер Плуйм и его жены Яапген Карелс, с которыми у художника были родственные и житейские связи.

В 1635 году, когда Рембрандт написал пару, они купили сад рядом с садом матери живописца. Их единственный сын Карел ван дер Плюйм был женат на двоюродной сестре мастера. К тому же он был выдающимся художником, и как полагают, был учеником Рембрандта.

Последний раз полотна высотой около 20 сантиметров видели на публики почти 200 лет назад – 18 июня 1824 года. В тот день их купила неизвестная британская семья на аукционе Christie’s в Лондоне. С тех пор никто посторонний не имел доступа к ним, и они выпали из вида экспертов.

Единственным упоминанием была публикация Уолтера Лидтке, куратора голландской и фламандской живописи в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, который умер в 2015 году. В книге 2007 года, американец указал в сноске на черно-белую фотографию картин, принадлежащих Голландскому институту истории искусств RKD, как портреты кисти Рембрандта.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Автопортрет, 1665. Художнику 59 лет.
Рембрандт Харменс ван Рейн, Автопортрет, 1665. Художнику 59 лет.

Учитывая предысторию, понятно воодушевление Генри Петтифера, главы отдела старых мастеров Christie’s, который называет маленькие полотна «одним из самых захватывающих открытий», сделанных аукционным домом за последние годы.

Ранее ведущим мировым специалистом по Рембрандту был искусствовед Эрнст ван де Ветеринг, а после его кончины его роль взял на себя амстердамский музей Рейксмюсеум.

Как говорит его директор Тако Диббитс, они не занимаются экспертизой всего подряд, а только теми вещами, которые представляют для них интерес. Эти работы были им интересны, как «самые маленькие нарисованные портреты» Рембрандта.

По его словам, с точки зрения материалов вновь обнаруженные портреты соответствуют картинам из мастерской Рембрандта. Тогда это могли бы быть и портреты студентов. «Но на основании других фактов, включая происхождение, мы поддерживаем Christie’s приписывание их Рембрандту».

«Ян и Яапген» не описаны ни в книгах исследовательского проекта «Рембрандт», ни в книге Йеруна Гилтайджа «Великий Рембрандт. Все 684 картины», в которой бывший куратор музея Бойманс анализирует все картины, приписываемые Рембрандту, в восьми различных каталогах.

Гилтайдж одновременно и рад новости, и сомневается в подлинности: «Я должен увидеть их вживую».

Его скептицизм подпитывается двумя портретами, описанными в его книге, которые одно время также приписывались Рембрандту. Портрет мужчины находится в музее Американского университета в Вашингтоне, а женщины – в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Это те же лица, что и на картинах Christie’s. Авторство последнего теперь приписано ученику мастера – Джейкобу Бакеру.

Эксперты Рейксмюсеум возражают, говоря, что американские картины – это более поздние копии.

За прошедшие с момента написания почти четыреста лет портреты, выставленные на продажу, знали только пятерых владельцев.

До 1760 года ими владела семья изображенных. Потом праправнук выставил их на аукцион в Амстердаме, и польский граф Винсент Потоцкий купил их. В 1820 году, они ненадолго перешли в руки французского барона д’Иври, жившего в Париже, а затем британского барона Джеймса Мюррея. Последний выставил их на аукцион в 1824 году. Christie’s в то время описывал лоты так: «Рембрандт – очень живой и прекрасный по цвету».

Аукционный дом ожидает выручить от продажи от 5.7 до 9 млн. евро. Самый высокий ценник когда-либо даваемый за Рембрандта на аукционе получил портрет 62-летней женщины, возможно, Элтье Уйленбург – 32.5 млн евро в 2000 году.

Частные торги приносили куда более крупные суммы. Например, свадебные портреты Мартена Сулманса и Опьена Колпита в полный рост – 160 млн евро в 2016 году и Знаменосец – 175 млн евро в 2022 году. Ранее эти работы принадлежали французской семье Ротшильдов.

В 2016 году Свадебные портреты Мартена Сулманса и Опьена Колпита в полный рост были проданы за 160 млн евро
В 2016 году Свадебные портреты Мартена Сулманса и Опьена Колпита в полный рост были проданы за 160 млн евро
Рембрандт. Знаменосец. В 2022 году продан за 175 млн евро
Рембрандт. Знаменосец. В 2022 году продан за 175 млн евро
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку