Обыкновенная история любви и ада в Театре Маяковского

Обыкновенная история любви и ада в Театре Маяковского

Выпускники Мастерской Миндаугаса Карбаускиса продолжают радовать московского зрителя своими незаурядными талантами – сначала на сцене Маяковки появилась яркая «Йокнапатофа», затем — «В день свадьбы» и «Москва. Дословно», а теперь в репертуар входит разрывающая душу зрителя «Обыкновенная история».

События романа «Обыкновенная история», написанного 35-летним Иваном Гончаровым чуть не два столетия назад, оказываются необыкновенно актуальными сегодня для людей с совершенно разным жизненным опытом. Гончаров каким-то необыкновенным чутьём и талантом смог обобщить главные черты русского характера – вечную борьбу реализма и романтизма, и подчеркнуть яркие приметы этапов взросления человека. Это он затем блистательно разовьёт в романе «Обломов».

Страсти, которые кипят на сцене в исполнении молодых и талантливых актёров, так и хочется назвать шекспировскими. Так глубока и правдива картина жизни, такой сильный отклик находит она в сердце зрителя.

«Обыкновенная история» — история миллионов людей. Александр Адуев, 20-летний молодой человек, приезжает покорять столицу. Его влечёт «какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности». Одним словом, он лелеет романтические мечты о славе писателя, большой любви и настоящей дружбе.

Кирилл Кусков (Петр Иванович, дядя) и Иван Кавалюнас (Александр Адуев)
Кирилл Кусков (Петр Иванович, дядя) и Иван Кавалюнас (Александр Адуев)

В Петербурге у дяди, к которому его направила матушка, юношу ждёт ледяной приём. Самостоятельно выбившемуся в фабриканты Петру Ивановичу чужды романтические мечтания. Для него любовь, дружба и слава – пустые слова и несусветная глупость, от которой надо избавляться. Во всём, считает он, должен быть трезвый расчёт. Образ закоренелого циника, созданного Кириллом Кусковым, повергает в шок не только племянника, но и зал.

Зритель невольно проникается сочувствием к юному Александру, но не спешите судить обо всём по первому впечатлению: в этой истории нет однозначных ответов. Вместе с Александром вы вновь пройдёте свой жизненный путь, вспомнив, как ошибались, по-новому смотрели на мир, радовались и огорчались, падали и вновь вставали, встречались и расставались…

В общем-то, это действительно обыкновенная история, но когда она ваша, она уже необыкновенная, правда же?

Иван Сапфиров (Александр Адуев), Юлия Марычева (Наденька Любецкая) и Кирилл Кусков (дядя)
Иван Сапфиров (Александр Адуев), Юлия Марычева (Наденька Любецкая) и Кирилл Кусков (дядя)

Александра на сцене играют сразу шесть актёров: Иван Ковалюнас, Иван Сапфиров, Станислав Кардашев, Максим Наумов, Семён Алёшин и снова Ковалюнас (я даже не сразу понял, что в первом и последнем эпизодах Александра играет один и тот же актёр).

Этот замечательный ход режиссёра Никиты Кобелева, придумавшего множественное воплощение одного героя разными актерами, придает персонажу особую экспрессию и энергию, в чём-то рваный темп, созвучный характеру молодого романтика.

Каждый из актёров привнес свою выразительную краску в образ, отчего тот стал незабываемым.

Подстать мужскому ансамблю и игра молодых актрис: Алины Вакаевой, сыгравшей беззаветно любящую мать главного героя, Арины Назаровой, воплотившей Марью Михайловну, и Анастасии Редькиной – первой любви Александра.

Максим Нумов (Александр Адуев) и Арина Жаркова (Юлия Тафаева)
Максим Нумов (Александр Адуев) и Арина Жаркова (Юлия Тафаева)

Самые сложные персонажи и характеры в этом спектакле, пожалуй, женские – роковой Наденьки Любецкой (Юлия Марычева), брошенной Юлии Тафаевой (Арина Жаркова) и Елизаветы, молодой жены дяди (Ася Фоменко). Сцены с актрисами — отдельные спектакли-притчи, за воплощением которых интересно следить.

«Трижды романтик», по определению В. Белинского, Александр Адуев кончает не меньшим прагматиком, чем дядя, сочетаясь браком по расчёту. Как это произошло и насколько в этом повинно разбитое сердце – писатель оставляет на суд читателя. Версия Никиты Кобелева погружает нас в процесс трансформации героя и смотрится весьма убедительной.

Ася Фоменко (Елизавета, жена дяди)
Ася Фоменко (Елизавета, жена дяди)

Кто-то из мудрых сказал, что ад находится не по ту сторону жизни, а по эту, и мы сами его себе создаем. В этом может убедиться каждый, кто придет на новую постановку Маяковки.

Иван Кавалюнас (Александр Адуев)
Иван Кавалюнас (Александр Адуев)
Алина Вакаева (мать Александра)
Алина Вакаева (мать Александра)
Кирилл Кусков (Петр Иванович, дядя) и Станислав Кардашев (Василий Заезжалов)
Кирилл Кусков (Петр Иванович, дядя) и Станислав Кардашев (Василий Заезжалов)
Анастасия Редькина (Соня)
Анастасия Редькина (Соня)
Юлия Марычева (Наденька)
Юлия Марычева (Наденька)
Иван Сапфиров (Александр Адуев)
Иван Сапфиров (Александр Адуев)
Иван Сапфиров (Александр Адуев) и Арина Назарова (Марья Михайловна)
Иван Сапфиров (Александр Адуев) и Арина Назарова (Марья Михайловна)
Юлия Марычева (Наденька) и Иван Сапфиров (Александр Адуев)
Юлия Марычева (Наденька) и Иван Сапфиров (Александр Адуев)
Юлия Марычева (Наденька) и Кирилл Кусков (дядя)
Юлия Марычева (Наденька) и Кирилл Кусков (дядя)
Станислав Кардашев (Александр Адуев) и Ярослав Леонов (Поспелов)
Станислав Кардашев (Александр Адуев) и Ярослав Леонов (Поспелов)
Максим Нумов (Александр Адуев)
Максим Нумов (Александр Адуев)
Арина Жаркова (Юлия Тафаева)
Арина Жаркова (Юлия Тафаева)
Максим Нумов (Александр Адуев) и Кирилл Кусков (дядя)
Максим Нумов (Александр Адуев) и Кирилл Кусков (дядя)
Семён Алёшин (Александр Адуев)
Семён Алёшин (Александр Адуев)
Ася Фоменко (Елизавета, жена дяди) и Кирилл Кусков (Петр Иванович Адуев, дядя)
Ася Фоменко (Елизавета, жена дяди) и Кирилл Кусков (Петр Иванович Адуев, дядя)
Иван Кавалюнас (Александр Адуев)
Иван Кавалюнас (Александр Адуев)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку