«В день свадьбы»: триумф женской игры и режиссуры

«В день свадьбы»: триумф женской игры и режиссуры

Накануне Международного дня театра актеры Театра им. Маяковского подарили своим зрителям один из лучших своих премьерных спектаклей с выдающимся женским актёрским ансамблем – «В день свадьбы». Постановка, осуществлённая Анастасией Имамовой, состоялась на сцене театра на Сретенке.

У меня предвзятое отношение к советским пьесам, слишком редко среди них встречается что-то стоящее. Когда вижу их в афише – иду с опаской, но выбор литературной основы Маяковкой меня ещё никогда не разочаровывал.

Так при всей антипатии к Эдварду Радзинскому я однажды обнаружил в нём глубокого драматурга, затем нашёл стоящим текст «Старшего сына» Александра Вампилова. Теперь пришёл черёд Виктора Розова.

«В день свадьбы» написана 51-летним Розовым в середине 1960-х, когда полным ходом шла урбанизация – миллионы молодых людей переезжали из деревень в города. Герои этой истории были близки и понятны современникам – в центре внимания были они сами. Сейчас же мы городские смотрим на этих персонажей как на преданья старины глубокой…

Семён Алёшин (Василий Заболотный) и Максим Наумов (Михаил Заболотный)
Семён Алёшин (Василий Заболотный) и Максим Наумов (Михаил Заболотный)

Действие пьесы открывается на деревенском дворе, где тесть с женихом Михаилом обсуждают покупки к предстоящей свадьбе. Мужчины в пьесе скорее служат фоном, здесь всё движимо женщинами, а мужчины плывут по поверхности бушующих девичьих переживаний, мыслей и поступков. Эта история соткана из женских судеб, таких разных, но таких схожих жаждой настоящей любви.

Вот Тоня, подружка невесты, которую играет Ася Фоменко. Какой яркий и ёмкий образ она нам представляет, в мгновение мы считываем её характер, жизнь… А  как эта героиня отличается от тех, что я видел в двух предыдущих работах Аси. Вроде бы это само собой разумеющееся в теории актерского мастерства и в зрительских ожиданиях, но явление, не всегда встречающееся в театре.

Я очень радуюсь, когда вижу актеров, органично существующих в совершенно разных амплуа. Иногда их перевоплощение достигает такой силы, что ты не сразу узнаешь артиста. И именно в такие моменты можно понять, что значит истинное искусство.

Ася Фоменко (Тоня)
Ася Фоменко (Тоня)

Творение Розова, в каком-то смысле, являет собой непреходящий символ России, в которой сквозь обёртку патриархата всегда проглядывает матриархат. Однако ни социально, ни интеллектуально его герои вам не близки: это некая брутальная пастораль, где витают абстрактные идеи сельских жителей. Я отчасти знаком с темой – все летние каникулы проводил в деревне.

Но едва на сцене появляется первое «действующее» лицо – девушка Оля, подруга одного из сыновей Салова-старшего,  мир из старой советской сказки оживает и обретает плоть реальности.

Трогательный образ юной, почти детской любви воплощает замечательная актриса Юлия Марычева. Живая, бойкая, непосредственная и скромно-целомудренная девочка, она, может быть, много в жизни ещё не знает, но умеет любить. Когда её сердечный друг сообщает о своей первой кинороли с фразой «Ты удоем не хвастайся!», она тщательно взвешивает успех Жени Салова, сорадуется и при всей незначительности роли находит слова поддержки и одобрения.

Семён Алёшин (Василий Заболотный) и Анастасия Редькина (Майа Мухина)
Семён Алёшин (Василий Заболотный) и Анастасия Редькина (Майа Мухина)

Следом мы встречаемся с её полным антиподом – Майей Мухиной. Эта работа актрисы Анастасии Редькиной стала для меня полной неожиданностью. Если вы видели её в «Йокнапатофа» или «Обыкновенной истории», то будете поражены темпераментом и широтой её актерских возможностей.

Анастасия Редькина играет характерного персонажа, девушку, которая не довольствуется ролью обманутой жертвы «кобелька» Васьки Заболотного. Она знает, что хочет, и готова пойти на всё, чтобы получить свое – идет ли речь о плотских утехах или о чем-либо ещё, и при этом остается слабой и ранимой. Появление актрисы на сцене всё быстрей и быстрей раскручивает маховик действия, мы увлекаемся и начинаем внимательно следить за ставшей почти детективной историей.

Кирилл Кусков (Николай, брат невесты) и Арина Назарова (жена Николая)
Кирилл Кусков (Николай, брат невесты) и Арина Назарова (жена Николая)

Другая отличная актёрская работа – это роль Риты, жены старшего брата невесты, которую воплотила Арина Назарова. Она водит нас по лабиринту характера своей героини, открывая и путая нас на каждом повороте. Вот ты уже решил, что разгадал её, неверную жену, и вдруг обнаруживаешь, что это несчастная жертва… или всё же злая стерва? Разгадка всё ускользает, как улыбка Моны Лизы. Браво!

У героини Алины Вакаевой – Клавы – другая история несчастной любви, ошибок и разочарований. Она когда-то оступилась и казнит себя за это, не дает себе права исправить ситуацию, борется со своими чувствами, которые в какой-то момент всё равно прорываются. Случится ли чудо, и как сложится её дальнейшая судьба? Мы не знаем…

Алеся Алисиевич (Нюра, невеста), Арина Назарова (жена Николая) и Алина Вакаева (Клава Камаева)
Алеся Алисиевич (Нюра, невеста), Арина Назарова (жена Николая) и Алина Вакаева (Клава Камаева)

Наконец, Нюра – центральная героиня, которую играет Алеся Алисиевич. И вновь идеальное попадание в образ. Мы наблюдаем, как всё «хорошо» начинается, как всё тайное становится явным, какую горечь предательства и отчаяния  переживает она, как борются в ней два полюса – эгоизм и любовь. Каких сил ей стоит выбрать свой путь…

Это одна из самых сложных ролей в спектакле, которая требует пройти по очень тонкой ниточке, сохранив образ живого человека и донеся пафос сюжетной линии до уровня высокого эмоционального напряжения, не передержав и не разрушив сценическое волшебство.

Предыстория драмы проста. Симпатичная 26-летняя девушка нежно и искренне любит Михаила, который вот уже несколько лет за ней ухаживает и говорит, что любит. Идёт четвёртый год, а о женитьбе что-то и не слышно.

Посёлок городского типа – тесный маленький мир. Соседи и знакомые начинают вопросы задавать: любите друг друга, что тогда время тянете? Нюра и не знает, что ответить. Немало слёз девичьих было пролито, пока молодой человек решился внести ясность в отношения и сделал предложение. Наконец-то все счастливы, всё как у людей. Завтра они празднуют свадьбу, а сегодня спешно к ней готовятся.

Станислав Кардашев (Женя) и Юлия Марычева (Оля)
Станислав Кардашев (Женя) и Юлия Марычева (Оля)

И всё же жителей деревни и зрителей в зале мучает немой вопрос: «Что с этим Мишей не так?». Не курит, не пьёт, высококлассный специалист, руководитель общественного молодёжного движения на заводе (комсорг цеха). Эталон жениха, правильный и положительный, но настораживает долгий путь к свадьбе.

Давай поживём гражданским браком, устроим тест-драйв, узнаем, подходим ли мы друг другу – это было бы современно, но слишком радикально для середины прошлого века и не в характере героя. А разгадка-то проста!

«Другой ее любовью люблю… Всемирной, что ли, человеческой?» – иронизирует его друг Василий, который ни одной юбки в деревне не пропустил. «Не такая любовь тут требуется!», – заключает он.

Пьеса ценна верно подмеченным «парадоксом», когда за правильностью выбора положительного персонажа порой скрывается малодушие и подлость, а заслуживающий осуждения человек вдруг дает мудрый совет, пытаясь уберечь от ошибки. Ведь он уже знает, какая цена будет заплачена.

Финал спектакля решён великолепно – нас ловят с комом в горле, а потом спасительно разряжают накал, давая возможность выразить свою благодарность в оглушительных овациях.

Постановка «В день свадьбы» Анастасии Имамовой в Театре им. Маяковского
Постановка «В день свадьбы» Анастасии Имамовой в Театре им. Маяковского
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку