Вши и их предшественники жили на приматах и эволюционировали вместе с ними по меньшей мере 25 миллионов лет. Отслеживая изменения ДНК этих докучливых соседей, учёные могут ответить на многие вопросы развития человека. Когда появилась одежда? Откуда и когда первые люди появились на Американском континенте?
Первые люди, прибывшие в Америку, оставили после себя разрозненные свидетельства — от древних каменных орудий до окаменелых следов ног. Генетические исследования потомков по обе стороны Берингова пролива помогли составить карту того, когда и куда происходили эти миграции. Но есть ещё один ключ к разгадке этого вопроса — это вши.
Кровососы безустанно прокрадывались в человеческие волосы и перемещались вместе с охотниками-собирателями из Азии в Америку, а далее по всей её территории. Потомки этих тварей цепляются за нас и сегодня. И поскольку вши имеют отчётливые генетические линии, мы можем изучать их эволюцию, чтобы получить ключ к разгадке истории нашего вида.
Генетика вшей свидетельствует, что в Америку мигрировали две группы паразитов с разными людьми-носителями.
Одна заселила Америку вместе с выходцами из Восточной Азии — первооткрывателями континента. Затем, тысячи лет спустя, появилась вторая популяция вшей, обитавшая на головах европейских колонистов.
Если один вид заселил большую часть земного шара, то второй сосредоточен только в Европе и Новом Свете. Единственное место, где оба вида скрещиваются — это Северная и Южная Америка — пишут авторы нового исследования, опубликованного в журнале PLOS One. Это открытие показывает, что маршруты миграции насекомых отражают смешение в Новом свете их человеческих хозяев из Восточной Азии и Европы.
«Удивительно, что ничтожная вошь может пролить свет на путешествие человека по миру, — говорит соавтор научной работы Дэвид Рид, биолог из Флоридского музея естественной истории, — В их ДНК записан сценарий нашей истории. Это напоминает нам о том, что даже антипатичные существа могут быть очень важны для понимания окружающего мира».
Вши очень привязаны к человеку. Паразиты не могут прожить более одного-двух дней вдали от своего кормильца-человека. Их яйца (гниды) не вылупятся, если они не находятся рядом с кожей головы человека. Некоторые гниды столь крепко прикреплены, что их находят в волосах возрастом 10‘000 лет.
Вши и их предшественники тесно жили с приматами и вместе эволюционировали по меньшей мере 25 млн лет. Исследования показывают, что вши человека и шимпанзе разошлись примерно 5.5 млн лет назад, примерно в ту же эпоху, что и линии их хозяев.
Генетик-эволюционист Марина Аскунс, соавтор исследования, считает, что изучение взаимоотношений хозяина и паразита позволит больше узнать об обоих.
«Я думаю, что вши заслуживают более позитивного отношения, — говорит она. — Да, они могут раздражать, но они также имеют реальную ценность для нас».
Например, одна веха в эволюции вшей, вероятно, указывает на время важного события в истории и культуре человечества. Исследования ДНК показывают, что два вида человеческих вшей, головные и нательные (платяные), отделились друг от друга около 190‘000 лет назад. Это разделение, вероятно, указывает на то, что люди начали носить одежду, и вредители приспособились к этому. Так как ни один образец одежды той эпохи не сохранился, вши являются важным свидетелем этого события.
Для своего исследования Аскунс и её коллеги взяли образцы 274 головных вшей из 25 регионов мира и обнаружили, что они принадлежат в двум разным группам, которые до сих пор редко скрещивались. Из них только 12 процентов были гибридами, большая часть (76%) которых была найдена в Новом Свете.
Чтобы определить, когда и где могло произойти это смешение, команда отследила ключевые генетические маркеры и известные миграции человека от времён неандертальцев до эпохи экономической глобализации 1980-х.
Результаты говорят о том, что гибридизация произошла относительно недавно.
«Сравнивая распределение современных европейских и азиатских вшей, — говорит Аскунс, — мы предполагаем, что эти гибридные вши являются результатом скрещивания паразитов коренных американцев и вшей европейских колонизаторов».
Биолог по беспозвоночным Алехандра Перотти из Университета Рединга, которая не участвовала в исследовании, считает, что размер выборки необходимо будет расширить, включив большее число вшей из большего числа точек планеты. Но даже эти результаты, говорит она, это большой шаг вперёд.
Сейчас сразу несколько команд учёных заняты секвенирования всего генома вшей, что обещает новые подробности человеческой истории.
Так Аскунс с нетерпением ждёт возможности исследовать давно обсуждаемые теории о вшивости и видообразовании человека.
«Наша гипотеза заключается в том, что одна из двух групп вшей развилась у анатомически современных людей, а другая — у неандертальцев», — поясняет она. Использование генома для датировки кластеров помогло бы пролить свет на то, действительно ли они эволюционировали у разных человеческих видов.
Каковы бы ни были результаты очередного исследования, одно кажется несомненным: наши давние, тесные отношения со вшами продолжатся — как у заботливых родителей, так и у пытливых учёных.