В последнее время прошла серия выступлений политиков ООН, требующих увеличения национальных расходов на здравоохранение, связанных с пандемией коронавируса. Общий смысл этих высказываний состоит в том, что проблема никуда не уйдёт и потребует стратегических решений на уровне совершенствования системы охраны здоровья граждан, прежде всего, здоровья психического.
Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш выступил с видеообращением о том, что во всём мире сегодня мало внимание уделяется психическому здоровью граждан, хотя последствия стресса от распространения смертельной болезни будут ощущаться даже после сдерживания риска заражения (цитируется по AFP и Reuters). «Даже когда пандемия будет взята под контроль, горе, тревога и депрессия будут по-прежнему останутся спутниками людей и общин по всему миру», — сказал он.
Гуттериш уверен в том, что коронавирус нанёс столь мощный удар по психике по причине того, что проблеме психического здоровья в течение десятилетий не уделялось достаточного внимания. Он уверен в том, что недостаток инвестиций в профилактику и лечение психических расстройств даёт и ещё даст о себе знать. 2% бюджета, выделяемые на эту позицию в среднем по миру — это ничто.
О каких проблемах идёт речь? Во-первых, это психологический стресс от боязни заболевания человека и его близких, а также от неопределённости экономической ситуации. Во-вторых, депрессивные и тревожные состояния некоторых особенно подверженных стрессу групп населения (детей, женщин, стариков, медработников, больных и склонных к психическим заболеваниям лиц).
Распространение психических проблем в эпоху пандемии, по данным ООН, достигает доселе невиданного числа людей и они протекают тяжелее, чем когда бы то ни было. Например, в некоторых африканских странах депрессивные состояния охватили 33% населения (втрое больше обычной ситуации), распространённость психических расстройств в США достигла 45%, в Иране — 60%. Половина медиков Канады уже обратилась к психологам и психотерапевтам за поддержкой. Во всём мире ежедневно сообщается о росте бытового насилия.
Эта ситуация не миновала и нашу страну. О растущих психологических проблемах в России пациентов и населения с самого начала заболевания говорил академик А.Г. Чучалин.
Каким образом ООН предлагает расходовать денежные средства? Во-первых, создавать достаточное количество пунктов экстренной психологической помощи, в которые дистанционно смогут обращаться и получать консультации люди с психологическими проблемами. Во-вторых, формировать медицинские бригады, обязанные отслеживать психологические проблемы в наиболее подверженных стрессам группах населения и помогать в их решении. Кто-то будет мониторить психическое здоровье детей, кто-то — стариков, кто-то — медиков и т.д.
Решать этот вопрос придётся не пару месяцев, а всегда. Руководство Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) при ООН предупредило о том, что окончание пандемии «никто не может предсказать». «Мы будем жить с этим так же, как живём с ВИЧ», — заявили в организации, подчеркнув, что даже создание вакцины от коронавируса не гарантирует исчезновения заболевания. Да, вакцина поможет помочь избежать изоляционных мер и обогатить своих создателей, но полностью ликвидировать невидимого врага ей не под силу.
Таким образом, ООН предрекает нам вечную жизнь с коронавирусом и, как следствие, вечные психологические проблемы и увеличение роли психологов и психиатров в нашей жизни.
Если призывы ООН об увеличении бюджетных расходов на психологическую помощь населению и создание соответствующих органов будут услышаны, то трудно даже себе представить степень информирования государства о личной жизни граждан. И на охрану этой информации также потребуются немалые бюджеты.