Американские учёные из Института Брода (Broad Institute of MIT and Harvard in Cambridge) провели исследование 500’000 образцов геномов из британской исследовательской программы UK Biobank и не обнаружили какого-либо одного гена, позволяющего на 100% определить нетрадиционную сексуальную ориентацию. Результаты исследования были опубликованы на прошлой неделе в журнале Science.
Автор исследования — генетик Андреа Ганна, проанализировал геномы, чтобы найти один-единственный ген, осуществляющий управление сексуальным поведением. Его выводы оказались не новы и подтвердили подозрения многих предшественников: сексуальные предпочтения имеют генетическую составляющую, но ни один ген не оказывает большого влияния на сексуальное поведение. «Нет никакого «гей-гена», — резюмировал Андреа Ганна.
Он и его команда пришли к выводу, что до 25% сексуального поведения может быть объяснено генетикой, а на остальное влияют экологические и культурные факторы. Действительно, некоторые гены отчасти оказывают (косвенное) влияние на склонность к своему полу — например, ген, связанным с запахом, который, по словам Ганна, играет роль в сексуальном влечении. Другой связан с облысением — чертой, на которую влияют половые гормоны, также имеющие связь с однополым сексуальным поведением. Генов, влияющих на сексуальность, много, и далеко не все они известны учёным — такие исследования будут проводиться в будущем, уточняя ранее полученные данные.
Ученые уже давно считают, что чьи-то гены частично повлияли на их сексуальную ориентацию. Например, уже исследования 1990-х годов показали, что однояйцевые близнецы с большей вероятностью придерживаются одинаковой сексуальной ориентации, чем однояйцевые близнецы или приемные братья и сестры. Но все эти исследования имели очень небольшие размеры выборки и в основном были сосредоточены на мужчинах.
У команды Ганны нашлось немало критиков — как в научной среде, так и в так называемом «ЛГБТ-сообществе», объединяющем лоббистов гомосексуальной и других нетрадиционных сексуальных ориентаций. Они говорили о некорректности биобанка, имеющего ограничения в основном европеоидного типа людьми в возрасте от 40 до 70 лет и (согласно Конвенции о генетическом анализе) исключающего людей, физиологический пол которых не совпадает с их мироощущением, например, мужчина считает себя женщиной).
Для исключения политического давления на науку, Андреа Ганна был вынужден привлечь представителей ЛГБТ к работе над исследованием и его популяризацией.