Трансплантация стволовых клеток, проведённая для трёх пациентов с тяжёлыми нарушениями зрения, дало положительный эффект, который длится уже более года. У четвёртого участника эксперимента также наблюдалось улучшение зрения, но недолго. Лечение обещает быть безопасным, но требует подтверждения масштабными клиническими испытаниями.
Эти четверо стали первыми, кто получил трансплантаты, сделанные из перепрограммированных стволовых клеток, для лечения повреждённой роговицы глаза.
Итоги работы, опубликованные в журнале The Lancet, впечатляют, говорит Капил Бхарти, исследователь трансляционных стволовых клеток из Национального института глазных болезней США: «Это потрясающее открытие».
«Результаты многообещающие, чтобы лечить больше пациентов», — вторит ему исследователь стволовых клеток Джин Лоринг из Scripps Research.
Перепрограммированные клетки
Обновление внешнего слоя роговицы обеспечивается запасом стволовых клеток, расположенным в лимбальном кольце — темном кольце вокруг радужной оболочки. Когда этот важнейший источник омоложения истощается — состояние, известное как Синдром лимбальной недостаточности (СЛН/LSCD), — роговица покрывается рубцовой тканью, что в конечном итоге приводит к слепоте. Причиной этого может быть травма глаза или аутоиммунное и генетическое заболевание.
Методы лечения СЛН ограничены. Как правило, это трансплантация клеток роговицы, полученных из стволовых клеток здорового глаза человека, что является инвазивной процедурой с неопределёнными результатами. При поражении обоих глаз возможна пересадка роговицы от умерших доноров, но иногда она отторгается иммунной системой пациента.
Коджи Нисида, офтальмолог из Университета Осаки в Японии, и его коллеги использовали альтернативный источник клеток — индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS) — для трансплантации роговицы. Они взяли клетки крови у здорового донора и перепрограммировали их в эмбриональное состояние, а затем превратили в тонкий прозрачный слой эпителиальных клеток роговицы подобно брусчатке.
С июня 2019 года по ноябрь 2020 года учёные обследовали двух женщин и двух мужчин в возрасте от 39 до 72 лет с СЛН на обоих глазах. В ходе операции хирурги удалили слой рубцовой ткани, покрывающий повреждённую роговицу только на одном глазу, затем наложили донорский эпителиальный слой, и надели сверху мягкую защитную контактную линзу.
Проверка зрения
Через два года после трансплантации ни у одного из реципиентов не было серьёзных побочных эффектов. Трансплантаты не приводили к образованию опухолей (известный риск роста iPS—клеток) и не проявляли явных признаков поражения иммунной системы реципиентов, даже у двух пациентов, которые не получали иммунодепрессанты.
«Это важно и воодушевляет — видеть, что трансплантаты не отторглись», — делится Бхарти. Но, по его словам, необходимо провести больше трансплантаций, чтобы быть уверенным в безопасности вмешательства.
После трансплантации у всех четырёх реципиентов наблюдалось немедленное улучшение зрения и уменьшение площади роговицы, поражённой СЛН. Улучшения сохранялись у всех, кроме одного реципиента, у которого наблюдались незначительные изменения в течение годичного периода наблюдения.
Бхарти говорит, что неясно, что именно вызвало улучшение зрения. Возможно, пересаженные клетки сами по себе размножились в роговице пациента. Но улучшение зрения также может быть связано с удалением рубцовой ткани перед трансплантацией или с тем, что трансплантат запускает миграцию собственных клеток реципиента из других областей глаза и омолаживает роговицу.
Нишида говорит корреспонденту журнала Nature, что в марте они планируют начать клинические испытания, в ходе которых будет оценена эффективность лечения. По словам Бхарти, в мире проводятся и другие исследования на основе iPS-клеток для лечения глазных заболеваний. «Эти истории успеха свидетельствуют о том, что мы движемся в правильном направлении», — говорит он.