Первый клей изобрели неандертальцы 40’000 лет назад

Первый клей изобрели неандертальцы 40'000 лет назад

Теория прогресса пронизывающая школьную программу закладывает нам голову простую и тешущую наше самолюбие идею о том, что с каждым поколением человечество идёт по пути от невежества к знанию, от варварства к цивилизованности, от деспотии к демократии. Если уж не все наши прадеды читали, то что говорить о неандертальцах… эти точно были совсем дикими. Однако, когда глубоко погружаешься в историю оказывается, что прогрессисты выдают желаемое за действительное.

Новое научное исследование говорит, что 40’000 лет назад европейские неандертальцы были успешными инженерами и химиками. Результаты изучения показали, что наши древние родственники готовили клей из двух разных видов сырья, чтобы каменные орудия были крепче и их было удобнее держать — это древнейшее свидетельство наличия сложного клея в Европе. Это доказывает, что неандертальцы были более умными и практичными, чем шепчет нам наше эго.

«Эти удивительно хорошо сохранившиеся орудия демонстрируют техническое решение, в целом схожее с примерами орудий, изготовленных ранними Хомо Сапиенс в Африке, — сказал доцент Раду Иовита из Центра изучения происхождения человека Нью-Йоркского университета.— Вместе с тем, рецепт отражает неандертальский «стиль», который заключается в производстве держателей для ручных инструментов».

Каменные орудия, проанализированные в исследовании, были найдены на французском археологическом объекте, известном как Ле-Мустье, в начале 20-го века. После раскопок предметы были помечены, упакованы, а затем хранились в коллекции Берлинского музея доисторической и ранней истории. Там они оставались до тех пор, пока не были вновь обнаружены в ходе инвентаризации коллекции и их научная ценность не была переоценена в большую сторону.

Ученые демонстрируют пример каменного орудия, которым пользовались неандертальцы. Рукоятка представляет собой замазку, изготовленную из необработанных материалов.

Тщательная сохранность инструментов позволила учёным исследовать органические вещества, прилипшие к предметам. На нескольких лезвиях, скребках и отщепах историки обнаружили остатки охры, естественного оранжево-коричневого пигмента, и битума, вязкой черной жидкости, содержащейся в почве.

Сам по себе битум слишком липкий, чтобы использовать его для склеивания. Он оставляет чёрные пятна на всем, с чем он соприкасается. Однако в сочетании с определенным количеством охры получается клей, похожий на шпаклевку, достаточно липкий, чтобы держаться на камне, но не прилипать к рукам. Этот клей использовался не для крепежа каменных лезвий к деревянным ручкам, а служил держателем, чтобы инструмент удобно лежал в руке пользователя.

Что касается точной датировки каменной утвари, ответа на этот вопрос пока нет. Орудия были извлечены из недатированных слоёв отложений в верхнем пещерном убежище Ле-Мустье, естественном скальном образовании, которое служило доисторическим людям укрытием от непогоды.

Однако при раскопках в нижнем скальном укрытии той же стоянки были обнаружены скелеты неандертальцев и аналогичные орудия труда, возраст которых составлял от 40’000 до 60’000 лет. Поэтому весьма вероятно, что они были сделаны неандертальцами, жившими в этом регионе.

Битум и охра, два вида сырья, используемые для изготовления клея, перед смешиванием.
Реконструкция неандертальца, Галло-романский музей в Тонгерене (Бельгия).