Мотивация ребенка к учебной деятельности – залог успеха в его будущей жизни
Важность побуждения детей к учёбе занимала большую часть концепции выдающегося советского учёного Л.И. Божович (1908-1981). Профессор, ученица Льва Выготского всю свою жизнь посвятила теме развития личности начиная с детского возраста, детской психологии. С 1933 года она преимущественно занималась проблемами обучения, педагогической психологией.
Мотивация — совокупность побуждений, которые определяют поведение личности, она проистекает из латинского слова «movere» — приводить в движение. Мотивация у каждого ученика разная, в зависимости от его личностных интересов, и они имеют разную силу побуждения к действию. Для кого-то мотивацией являются высокие оценки, для кого-то интерес к предмету, к получению новых знаний, для кого-то – получение высшего образования, чтобы затем найти свое место в жизни и достойно в ней устроиться.
Лидия Ильинична Божович выделяла две группы учебных мотивов:
- познавательные (интеллектуальные) интересы ребенка, его навыки и умения;
- социальные мотивы, потребность в общении ребенка с другими людьми, желание получить похвалу, положительную оценку. Эти две группы играют значимую роль не только в успешной учебной деятельности, но и в любой другой деятельности тоже.
С возрастом ребенка сила мотивации к учебе меняется. Так, дети, которые только пришли в школу (1 и 2 класс), относятся к учебе очень ответственно и добросовестно, поскольку побудительным мотивом на данном этапе выступает познавательный мотив, желание узнавать что-то новое, чему-то учиться, им становится интересен сам по себе статус ученика.
Однако, со временем положительное отношение детей к учебе начинает утрачиваться, чаще всего это происходит в третьем классе. Ученики начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность заметно уменьшается. Происходит это по причине того, что первоначальная мотивация стать школьником удовлетворилась и потеряла свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим авторитет учителя снижается, учитель перестает быть главной фигурой в классе. Больший интерес теперь для школьников вызывает мнение товарищей, и отношения в классе. Теперь состояние эмоционального благополучия зависит не только от мнения и отношения учителя к детям, но и от межличностных отношений в коллективе.
В среднем школьном возрасте учебная мотивация обретают другую направленность. Главным мотивом становится стремление учеников найти свое место в классном коллективе. Успехи в учебе зависят от желания подростков оказаться на уровне предъявляемых к ним требований со стороны коллектива, им становится важно заслужить авторитет в классе. Если рассматривать обратную сторону, то причиной неуспеха в учебной деятельности чаще является недисциплинированное поведения, их неуважительное отношение к окружающим.
В старшем возрасте учебная мотивация тесно связано с будущей личной и профессиональной деятельностью. Личностное самоопределение и выбор дальнейшего жизненного пути становятся главным мотивационным центром, от которого уже зависит все остальное: деятельность, поведение, отношение к окружающим людям.
Исходя из понимания потребностей детей того или иного периода, родителям важно заботиться о том, чтобы интерес детей к учёбе не угасал. Мотивация к учёбе поможет детям на жизненном пути и в формировании их личности.