Мысли о смерти, а тем более ее близость делают неважным абсолютно все вокруг. Важные прежде дела кажутся абсолютно бессмысленными, привычные радости перестают приносить удовольствия. Подумай о том, что жизнь подходит к концу и поймешь строки Лермонтова: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, такая пустая и глупая шутка”. Однако, у некоторых людей, реакция на смерть совсем иная. Они готовы встретить её достойно и сдержанно, ждут её, как важное и светлое событие. Неужели эти люди знают какую-то тайну?
Разгадка тайны доступна каждому, кто откроет Евангелие. Бессмертие души открывает другую жизнь, без страданий и болезней. Православные ждут её, как освобождения. А тяжелая болезнь — прямая и быстрая дорога к Вечности. В молитвенных прошениях звучит просьба о непостыдной, мирной кончине, а также о том, чтобы смерть не застала врасплох. Верующий человек перед смертью хочет покаяться, попросить прощения у близких, простить давние обиды. Когда каждый день на счету, человек по настоящему ценит время. Каждое мгновение наполнено смыслом.
Тяжелобольные пациенты, которые знают о том, что их болезнь исчерпала жизненные силы организма и конец близок, проходят крайне важный жизненный этап. Об этом написала создательница теории психологии умирающих, американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. В её работе, которая описывала состояние терминальных пациентов, смерть представлена стадией личностного роста. Люди, которые не имеют надежды на выздоровление, переживают целый спектр эмоций: гнев, отчаяние, страх, растерянность. В итоге, эти переживания увенчиваются принятием своего состояния, смирением. Люди, которые прожили успешную жизнь, добились известности и признания, самым результативным периодом жизни называют те несколько месяцев, которые наступили после того, как был озвучен страшный диагноз.
Лишь перед смертью человек способен осознать всю тайну жизни и умирания, познать глубину этого смысла. Результаты исследования настолько поразили доктора, что она призналась, что “не хочет лишиться периода роста личности, который приносит с собой терминальная болезнь”. В этом исследовании, хоть оно было проведено светским специалистом, много христианского — смерть представлена входом в жизнь вечную.
Всё это в очередной раз подчеркивает то, что пациент с терминальной стадией заболевания обязан знать о своем состоянии. Деонтологические принципы советской медицины рекомендовали врачу скрывать настоящий диагноз. Во многих случаях это приносило негативный результат — пациент терял серьезное отношение к диагнозу, тем самым ухудшая прогноз. Если реальная картина озвучена пациенту в правильной обстановке, с вниманием и участием — он примет это. В той стадии, когда смерть близка, от врача требуются не столько медицинские знания, сколько умение сострадать, сочувствовать, любить.
Лучше всех о смерти и готовности к ней говорит митрополит Антоний Сурожский. Более пятнадцати лет врачебной практики, в частности, военным хирургом позволили будущему священнослужителю увидеть, как по разному уходят люди. Умирающему человеку страшно быть одному. Близкие и родные военнослужащих были далеко от линии фронта. Будущий митрополит проводил ночи напролет у постели тех, кто утром уже не просыпался. Ощущение присутствия делало этот уход легким, спокойным. По окончании медицинской карьеры, он помогал умирающим приступить к Таинствам, исповедовал их. Наставлением для тех, кто ухаживает за близким человеком, его слова: “Каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание “наконец бы это кончилось” — невыносимы”.
Человек имеет право встретить смерть достойно. Важно не упустить момент и приобщиться к Таинствам Покаяния и Причастия. Задача близких в этот момент — показать человеку, что он не один. Окружив искренней заботой и любовью, они сделают этот этап жизни подготовкой не к смерти, а к вечной жизни.