Это эволюционная загадка, в ответе на которую ученые до сих пор расходятся во мнениях, поглаживая свои подбородки.
Человеческий подбородок – костный выступ в нижней части нижней челюсти – уникален в животном мире, и, хотя на протяжении многих лет исследователи выдвигали различные теории о причинах этого, он до сих пор остается загадкой.
Подбородок – это не просто нижняя часть вашего лица: это особый термин, обозначающий маленький кусочек кости, отходящий от челюсти. Хотя это может показаться странным, на самом деле люди – единственные животные, у которых он есть. Даже у шимпанзе и горилл, наших ближайших генетических родственников, нет подбородков. Вместо того чтобы выдвигаться вперед, их нижние челюсти наклоняются вниз и назад от передних зубов. Даже у других древних гоминидов, таких как неандертальцы, не было подбородков – их лица просто заканчивались плоской костью.
«Если вы посмотрите на всех гоминид (ответвление генеалогического древа после разделения с шимпанзе), то на самом деле не так много черт, на которые вы сможете назвать исключительно человеческими, – говорит Джеймс Пампуш из Университета Дьюка. – Все эти животные ходили на двух ногах. Единственное, что действительно выделяется, – это подбородок».
За последнее столетие ученые выдвинули множество идей, объясняющих, почему у людей развился подбородок, – от того, что это помогает нам пережевывать пищу, до того, потому что мы говорим. Пампуш утверждает, что многие из этих теорий не выдерживают критики при детальном рассмотрении, пишет он в своей статье в журнале Evolutional Anthropology.
«Подбородок – одно из тех редких явлений в эволюционной биологии, которое действительно обнажает глубокие философские различия между исследователями в этой области», – подчёркивает учёный.
Одна из самых популярных теорий заключается в том, что наши предки получили подбородки, чтобы укрепить нижнюю челюсть, чтобы выдерживать нагрузку при жевании. Но, по словам Пампуша, подбородок находится не в том месте, чтобы укрепить челюсть. Что касается того, что это помогает нам говорить, он сомневается, что язык имеет достаточную силу, чтобы сделать этот выступ так необходимым. Ещё идея заключается в том, что подбородок служит признаком при выборе партнеров. Однако подобные признаки сексуальной избирательности обычно развиваются только у представителей одного пола, а подбородок есть и у женщин, и у мужчин.
Когда же речь доходит до того, что, возможно, подбородок просто не несёт какой-то особой миссии, тогда, по словам Пампуша, это может быть – спандрел – побочный продукт другой адаптационной эволюции. В случае с подбородком это может быть результат постепенного уменьшения лица человека, или рудиментом периода удлинения челюстей.
«Похоже, что появление самого подбородка связано с моделями сокращения лица у людей в плейстоцене, – комментирует Йонг Натан Холтон, изучающий эволюцию лица в Университете Айовы. – В этом смысле понимание того, почему лица стали меньше, важно для объяснения того, почему у нас есть подбородки».
Гипотеза «спандрела» – такая же теория, как и любая другая, и у нее есть свои проблемы. Трудно найти доказательства, чтобы подтвердить, является ли что-то побочным продуктом эволюции, особенно если оно не выполняет очевидной функции. Но если исследователям однажды все-таки удастся выяснить, откуда взялся подбородок, это поможет собрать воедино еще один кусочек головоломки о том, что отличает нас от наших собратьев-приматов и неандертальцев, говорит Йонг.