Новый коронавирус выявляет неготовность глобального медицинского и научного сообщества быстро объединять силы для борьбы с эпидемией. Не получается многое, начиная от отсутствия на прилавках китайских аптек достаточного количества респираторных масок и заканчивая трудностями в координации китайских медиков с сильными исследовательскими центрами в других странах, готовых подключиться к поиску лекарства от коронавируса.
Научный журнал Nature пишет о том, учёные всего мира борются за обладание живыми образцами патогена, которые позволили бы им работать над вариантами анализов, лекарств и вакцин. Пока же вместо образцов крови пациентов в их распоряжении находятся описания последовательностей. Этого не достаточно для серьёзной научной работы.
Первыми, кто начал работу над живыми образцами, были китайцы из Уханя — Команда Уханьского института вирусологии под руководством Чжэн-Ли Ши. Долгое время исследования проводились только учёными КНР. Последовательность генома была обнародована только в начале января 2020 года.
В самом Китае, как сообщает Bloomberg, в очаге вспышки эпидемии Ухане, уже начались клинические испытания применения в терапии нового лекарства ремдесивир Gilead Sciences Inc, якобы помогающего при лихорадке Эбола и атипичной пневмонии, но ещё не одобренного ни одной страной мира, и, по данным The Paper, препарата против ВИЧ Калетра (AbbVie Inc).
Начало работы с живыми образцами в других странах совпало с распространением вируса. В конце января 2020 года получить образцы удалось австралийцам, которые, в свою очередь, пообещали их другим странам, в частности, Франции, Германии и Нидерландам. Эти лаборатории будут проводить эксперименты на мышах, приматах и других животных в условиях высокого уровня угрозы распространения — biosafety level 3. И лишь затем приступят к испытаниям на людях.
Список фармацевтических компаний, по сообщению Bloomberg, работающих над вакциной, включает в себя корпорации Johnson & Johnson, GlaxoSmithKline, Moderna Inc., Inovio Pharmaceuticals Inc и Novavax Inc. При этом не сообщается, на каком материале они работают. Но до первых испытаний на людях им потребуется не менее трёх месяцев лабораторных испытаний.
Если бы Китай — основной владелец данных по коронавирусу — был более коммуникабелен, возможно, столь широкого распространения болезни можно было бы избежать.