— Во всех ваших болезнях виноват алкоголь!
— Спасибо доктор! Вы первый, кто не сваливает всю вину на меня!
О том, что болезнь тесно связана с образом жизни человека задумывались еще в древности. С образом жизни, а также с влиянием сверхчеловеческого фактора, божественных сил. В дохристианскую эпоху это проявлялось в том, что лечением занимались шаманы и колдуны, испрашивая здоровье для своих “пациентов” у сил природы, идолов.
Христианство очистило медицину от политеизма, от несвязного общения людей с безликими существами. Взяв от языческой медицины полезные элементы (траволечение, к примеру), упорядочив её, расширив, христианство стало началом становления медицинской науки. Подтверждением этому является тот факт, что первые лечебницы находились при монастырях, медициной занимались монахи — люди, являющиеся образцом духовности и праведности.
Во времена Средневековья через медицинскую сферу красной нитью шла мысль о том, что болезнь является наказанием за человеческие грехи. Такая однозначная позиция была несколько жесткой. Эта догма не совсем сочетается с милосердным отношением Церкви к своим членам. Проявилось это и на глубоком застое в науке.
Светская медицина, расцвет которой произошел на времена после реформы высшей школы, на первое место ставила лишь анатомические знания докторов, их владение лечебными техниками. Таким образом, болезнь заслонила человека, сделав медицину нозоцентрической, а не антропоцентрической. Вместе с этим начала падать духовная культура врачей. С болью пишет об этом врач и писатель В.В. Вересаев: “Жизнь больного человека, его страдания были совершенно неизвестны мне. Мы изучали болезни, но о самом человеке не имели ни малейшего представления”.
Двадцатый век строил этику на идеологических догмах. Упадок духовной культуры расширял пропасть между профессионализмом докторов и их медицинской этикой. Это стало почвой для отхода от многовековой традиции христианского отношения к пациенту и болезни. И тем не менее, наиболее одаренные врачи, научные деятели медицины, как правило, являли собой также образец нравственности и морали. Случайно ли это? Из множества примеров, особенно хочется вспомнить о святителе-врачевателе Луке Войно-Ясенецком, который стал для поколений символом смирения, послушания, духовности, а также известен своими блестящими хирургическими знаниями, точными навыками оперативных вмешательств, новаторским подходом к патологиям.
Сегодня мы видим, что всё чаще Церковь сотрудничает с медицинской сферой. Всё чаще при больницах открывают храмы, священники посещают больничные палаты. Современная идея связи болезни с образом жизни человека вылилась в духовно-генетическую концепцию отношения к здоровью. Она состоит из внешней и внутренней стороны. Первая подразумевает влияние на здоровье таких факторов, как наследственность, уровень оказания медицинской помощи, экология. Внутренняя сторона, ценность которой несоизмеримо выше, подразумевает духовный уровень человека, его моральные взгляды, эмоции. Отношение Церкви к болезни основано на связи патологии с грехами и страстями человека.