4 мая 1655 года в Венецианской республике родился изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори. Он работал музыкальным мастером при дворе Медичи, следил за музыкальными инструментами и строил новые. Зачем ему потребовалось изобретать фортепиано? И что на самом деле он изобрел?
Современные Бартоломео клавишные инструменты – клавесины и клавикорды – обвиняли в отсутствии певучести и проблемах с постепенным нарастанием или ослаблением силы звука (крещендо и диминуэндо). На самом деле старинные инструменты неплохо справлялись с этими задачами, а корень восхождения на пьедестал нового инструмента — фортепиано — обнаруживается совсем в иной причине.

Суд над клавесином и клавикордом
Музыкальная мысль на рубеже XVII-XVIII веков все более стремилась к классицизму и обогащалась новыми выразительными приемами. В барочную эпоху человеческий голос и скрипка задали тот вектор развития, которому начали следовать и другие инструменты. Распевная мелодия вышла на первый план, а для ее выразительного исполнения требовалось чутко менять силу звучности.
Такой возможности, вопреки расхожему мнению, не были лишены старинные клавишные. Постепенно менять силу звучности позволял клавикорд. По устройству он был близок к фортепиано. Струна приводилась в колебание при помощи тангента – металлического (медного) штифта, который делил струну на звучащую и незвучащую части (вторая прикрывалась войлочной лентой).
Восстановленный клавикорд рубежа XVI-XVII веков из коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.
Звучание клавикорда было достаточно певучее для тех музыкальных тем, которые исполнялись на нем в эпоху барокко. Мы говорим о традиции мелизмов — украшений, которые обильно добавлялись в мелодический голос. Одна из целей своеобразного распевания ноты – это искусственное продление ее звучания. Для клавесина, звук в котором из струны добывался щипком конца вороньего пера, эта техника была еще более актуальна. Отчасти поэтому музыка барокко для клавишных инструментов всегда имеет частый метроритмический уклад – инструмент попросту не будет петь, если постоянно не приводить струны в движение.
Клавесин с резким, можно сказать металлическим звучанием, широко использовали в ансамблевой игре. Его конструкция давала больший резонанс и полетность звука, а яркий момент защипа струны при нажатии клавиши было легко услышать даже в оркестре. В них клавесин выполнял функцию дирижера и… ударной установки.
Музыкальные клипы французского клавесинистка Жана Рондо (Jean Rondeau) – особый вид искусства.
Произведениями искусства были и клавишные инструменты XVI-XVII веков. Изготовленные из ценных сортов дерева, с богатой росписью и инкрустациями, они стоили целого состояния. Позволить такой инструмент могли немногие. А доступ на камерные концерты и вовсе был у узкого круга привилегированных лиц. Клавикорд и клавесин звучали в музыкальных гостиных богатых замков и особняков.
Новая эпоха же требовала иного: концертные залы росли, чтобы вместить растущие оркестры. Появилась практика публичных концертов, билеты на которые горожане могли купить свободно. Старинные клавишные попросту потерялись бы в этих огромных помещениях. Музыке был нужен новый инструмент – более мощный и звучный.
Что изобрел Кристофори?
Фортепиано не сразу стало таким, каким мы знаем его сегодня. Первые gravicembalo col piano e forte – такое название дал своему первенцу Кристофори – гораздо ближе к своим старинным клавишным аналогам, чем к современному роялю. Звук этого инструмента достаточно мягкий, но значительно более певучий и объемный, чем у клавикорда.
Соната Доменико Скарлатти звучит на инструменте из коллекции Метрополитен-Музея в Нью-Йорке. Это один из трех подлинных инструментов, построенных Кристофори и сохранившихся до наших дней. Он изготовлен примерно в 1720 году. В 1930-х его реставрировали. Сегодня это последнее звучащее фортепиано итальянского мастера.
Новшеством мастера стал новый механизм извлечения звука. Кристофори отказался от перьев и тангентов, заменив их молоточками. Клавиша приводила в движение молоточек, который ударял по струне, но за счет войлочной обивки делал это очень мягко и без лишнего призвука. Молоточек оставался прижатым к струне, пока исполнитель держал клавишу нажатой. Вибрируя на клавише пальцем, можно было продлить звучание струны, посылая ей новые импульсы. Как только клавишу отпускали, молоточек возвращала на место система возвращателей.

Чертежи и описания изобретения Кристофори были опубликованы в 1711 году. После этого молоточки вошли в моду. Их стали ставить на клавикорды, клавесины, создав новые разновидности этих инструментов (Cembalo con martelli — клавесин с молоточками). Началось время поиска новых звучаний. Это была поворотная точка, когда прежние инструменты больше не могли устраивать современных музыкантов.
В течение следующего столетия фортепиано приобрело дополнительные комплекты струн для более мощного звука, металлическую раму для их натяжения, тяжелый деревянный корпус, систему педалей, более широкую клавиатуру. Все, чтобы победоносно войти в эпоху романтизма в качестве одного из главных инструментов, способных выразить весь спектр мятущейся романтической натуры.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения