Придумал молоточки – изобрёл фортепиано

Придумал молоточки – изобрёл фортепиано

4 мая 1655 года в Венецианской республике родился изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори. Он работал музыкальным мастером при дворе Медичи, следил за музыкальными инструментами и строил новые. Зачем ему потребовалось изобретать фортепиано? И что на самом деле он изобрел?

Современные Бартоломео клавишные инструменты – клавесины и клавикорды – обвиняли в отсутствии певучести и проблемах с постепенным нарастанием или ослаблением силы звука (крещендо и диминуэндо). На самом деле старинные инструменты неплохо справлялись с этими задачами, а корень восхождения на пьедестал нового инструмента — фортепиано — обнаруживается совсем в иной причине.

Бартоломео Кристофори ди Франческо (1655 - 1731) высоко ценили современники, отзываясь о нем как о талантливом мастере и изобретателе. Но после смерти его имя было забыто, а изобретение фортепиано с молотками долгое время приписывали немецкому мастеру Зильберманну, который использовал в своей работе чертежи Кристофори.
Бартоломео Кристофори ди Франческо (1655 — 1731) высоко ценили современники, отзываясь о нем как о талантливом мастере и изобретателе. Но после смерти его имя было забыто, а изобретение фортепиано с молотками долгое время приписывали немецкому мастеру Зильберманну, который использовал в своей работе чертежи Кристофори.

Суд над клавесином и клавикордом

Музыкальная мысль на рубеже XVII-XVIII веков все более стремилась к классицизму и обогащалась новыми выразительными приемами. В барочную эпоху человеческий голос и скрипка задали тот вектор развития, которому начали следовать и другие инструменты. Распевная мелодия вышла на первый план, а для ее выразительного исполнения требовалось чутко менять силу звучности.

Такой возможности, вопреки расхожему мнению, не были лишены старинные клавишные. Постепенно менять силу звучности позволял клавикорд. По устройству он был близок к фортепиано. Струна приводилась в колебание при помощи тангента – металлического (медного) штифта, который делил струну на звучащую и незвучащую части (вторая прикрывалась войлочной лентой).

Восстановленный клавикорд рубежа XVI-XVII веков из коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.

Звучание клавикорда было достаточно певучее для тех музыкальных тем, которые исполнялись на нем в эпоху барокко. Мы говорим о традиции мелизмов — украшений, которые обильно добавлялись в мелодический голос. Одна из целей своеобразного распевания ноты – это искусственное продление ее звучания. Для клавесина, звук в котором из струны добывался щипком конца вороньего пера, эта техника была еще более актуальна. Отчасти поэтому музыка барокко для клавишных инструментов всегда имеет частый метроритмический уклад – инструмент попросту не будет петь, если постоянно не приводить струны в движение.

Клавесин с резким, можно сказать металлическим звучанием, широко использовали в ансамблевой игре. Его конструкция давала больший резонанс и полетность звука, а яркий момент защипа струны при нажатии клавиши было легко услышать даже в оркестре. В них клавесин выполнял функцию дирижера и… ударной установки.

Музыкальные клипы французского клавесинистка Жана Рондо (Jean Rondeau) – особый вид искусства.

Произведениями искусства были и клавишные инструменты XVI-XVII веков. Изготовленные из ценных сортов дерева, с богатой росписью и инкрустациями, они стоили целого состояния. Позволить такой инструмент могли немногие. А доступ на камерные концерты и вовсе был у узкого круга привилегированных лиц. Клавикорд и клавесин звучали в музыкальных гостиных богатых замков и особняков.

Новая эпоха же требовала иного: концертные залы росли, чтобы вместить растущие оркестры. Появилась практика публичных концертов, билеты на которые горожане могли купить свободно. Старинные клавишные попросту потерялись бы в этих огромных помещениях. Музыке был нужен новый инструмент – более мощный и звучный.

Что изобрел Кристофори?

Фортепиано не сразу стало таким, каким мы знаем его сегодня. Первые gravicembalo col piano e forte – такое название дал своему первенцу Кристофори – гораздо ближе к своим старинным клавишным аналогам, чем к современному роялю. Звук этого инструмента достаточно мягкий, но значительно более певучий и объемный, чем у клавикорда.

Соната Доменико Скарлатти звучит на инструменте из коллекции Метрополитен-Музея в Нью-Йорке. Это один из трех подлинных инструментов, построенных Кристофори и сохранившихся до наших дней. Он изготовлен примерно в 1720 году. В 1930-х его реставрировали. Сегодня это последнее звучащее фортепиано итальянского мастера.

Новшеством мастера стал новый механизм извлечения звука. Кристофори отказался от перьев и тангентов, заменив их молоточками. Клавиша приводила в движение молоточек, который ударял по струне, но за счет войлочной обивки делал это очень мягко и без лишнего призвука. Молоточек оставался прижатым к струне, пока исполнитель держал клавишу нажатой. Вибрируя на клавише пальцем, можно было продлить звучание струны, посылая ей новые импульсы. Как только клавишу отпускали, молоточек возвращала на место система возвращателей.

Еще одно из трех фортепиано, построенных Кристофори, сейчас хранится в Национальном музее музыкальных инструментов в Риме. К сожалению, оно серьезно повреждено короедами, поэтому уже не звучит. Также не звучит и третий инструмент из коллекции Музея музыкальных инструментов в Лейпциге.
Еще одно из трех фортепиано, построенных Кристофори, сейчас хранится в Национальном музее музыкальных инструментов в Риме. К сожалению, оно серьезно повреждено короедами, поэтому уже не звучит. Также не звучит и третий инструмент из коллекции Музея музыкальных инструментов в Лейпциге.

Чертежи и описания изобретения Кристофори были опубликованы в 1711 году. После этого молоточки вошли в моду. Их стали ставить на клавикорды, клавесины, создав новые разновидности этих инструментов (Cembalo con martelli —  клавесин с молоточками). Началось время поиска новых звучаний. Это была поворотная точка, когда прежние инструменты больше не могли устраивать современных музыкантов.

В течение следующего столетия фортепиано приобрело дополнительные комплекты струн для более мощного звука, металлическую раму для их натяжения, тяжелый деревянный корпус, систему педалей, более широкую клавиатуру. Все, чтобы победоносно войти в эпоху романтизма в качестве одного из главных инструментов, способных выразить весь спектр мятущейся романтической натуры.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку