26 декабря 2017 года на стапелях Средне-Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге заложили пятый минный тральщик «Яков Баляев» (проект 12700), созданный по новейшей технологии из уникальных композитных материалов. Пока такие корабли в мире единичны.
Морской тральщик «Яков Баляев» (проект 12700 шифр «Александрит») – это новое поколение кораблей, созданных для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз. В нем реализовано сразу несколько новых технологий и подходов.
Во-первых, корабль оснащен автоматизированной системой управления противоминных средств, которые монтируются как на самом судне, так и на автопилотируемых подводных аппаратах. Это позволяет находить и уничтожать мины на безопасном расстоянии. Первоначально на тральщик планировалось установить специальное французское оборудование по поиску мин, но в связи с санкциями пришлось менять поставщика на отечественного производителя.
Во-вторых, корпус нового судна – это монолитный композитный корпус, выполненный по новейшей технологии вакуумной инфузии. Суть технологии заключается в том, что создается специальная форма будущего корпуса корабля, которая изнутри в несколько слоев выкладывается листами высокопрочной углеродной или кевларовой тканей. Полученный сэндвич накрывается пленкой и внутри него создается вакуум. После этого по специальным трубкам подводится эпоксидная смола, которая равномерно пропитывает все слои стеклоткани по всей поверхности. В результате затвердевания смолы получается монолитный – бесшовный пластиковый корпус, который в несколько раз прочнее и легче маломагнитной стали, из которой обычно изготавливают корабли. Кроме того, что такой корпус дольше служит, он меньше заметен для мин и радаров противника, и более устойчив к взрывам.
В третьих, корпус изначально разрабатывался под возможности строительства на его базе патрульных и вспомогательных судов различного назначения как военного, так и гражданского.
Тральщик «Яков Баляев» имеет длину 62 метра, ширину – 10.8 метра и осадку – до 2.7 метров. Водоизмещение корабля составляет 900 т. Основной энергетической установкой выступает дизельный двигатель 2500 л.с., который позволяет развивать скорость в 16.7 узлов (31 км/ч). Максимальная дальность похода – 1500 морских миль (2778 км). Из вооружения предусмотрены лишь артиллерийская установка АК-306 с шестиствольным 30-мм автоматом, две пулеметные установки калибра 14.5 мм и переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Помимо очистки вод от мин, тральщик может и выставлять собственные минные заграждения.
До 2021 года планируется ввести в состав Военно-Морского Флота еще 2 тральщика этой серии (всего 7). В дальнейшем взамен списываемых старых кораблей планируется построить еще три десятка аналогичных судов.
Надо отметить, что пионерами в области строительства судов из композитных материалов считаются шведы. Начиная с 2000 года они выпустили уже 5 корветов класса Висби (Visby), чьи корпуса полностью выполнены из карбона и винила. Это позволило не только повысить живучесть и маневренность корабля, но и снизить его заметность в радио- и инфракрасном спектре. Длина корвета Висби – 73 метра, ширина – 10.4 метра, осадка – 2.4 метра, водоизмещение 640 т. Он развивает скорость в 35 узлов (65 км/ч). Дальность похода – до 2500 морских миль (4600 км). Все остальные зарубежные корабли из стеклопластика имеют существенно меньшие габариты.
Пока эта технология во всем мире только тестируется и осторожно внедряется. В немалой степени это связано с высокой стоимостью технологии и новых материалов по сравнению с привычной сталью.