Американского профессора Чарльза М. Либера — специалиста по нанотехнологиям, ждёт суровый приговор. Федеральному жюри присяжных в суде Бостона потребовалось менее трех часов, чтобы признать бывшего заведующего кафедрой химии Гарвардского университета виновным во лжи правительственным чиновникам США о его связях с Китаем. Но истинной справедливости в этом деле вряд ли удастся добиться из-за нежелания политиков идти до конца.
Чарльз Либер — онкологический больной, которого мало тревожит грозящее ему наказание. 62-летний бывший профессор, отстранённый от работы в январе 2020 года, страдает от лимфомы на последней стадии заболевания и не смотрит так далеко вперёд, хотя ему грозит до 26 лет тюрьмы и штраф $1.2 миллиона.
Это не единственный высокопоставленный профессор, привлечённый к суду в эпоху Дональда Трампа в рамках «Китайской инициативы» (расследования Министерства юстиции США по академическому и экономическому шпионажу). Но его дело стало первым и показательным, продемонстрировав жадность американских научных мужей и то, как низко они сегодня ценят научный престиж.
Соблазнили американцев китайцы своей программой «Тысяча талантов», ставящей целью дёшево переманить в Поднебесную видных специалистов по высоким технологиям, а также использовать именитых участников федеральных программ, которые за небольшую премию делились бы с китайцами результатами научных достижений США. Профессора не только охотно делали это, но и скрывали доходы от налоговиков. «Академический шпионаж» позволил Китаю достичь научного преимущества перед соперником в массе сфер научных знаний.
Осуждение Либера знаменует собой громкую победу «Китайской инициативы» Министерства юстиции. Прокуроры доказали, что Либер намеренно солгал о своих связях с китайской программой Министерству обороны, Национальному институту здравоохранения США и родному Гарварду, которые финансировали его исследования в объёме миллионов долларов и должны были об этом знать, а также не сообщал в Налоговую службу о счетах в иностранных банках и дополнительных доходах.
Работа на Уханьский технологический институт в КНР приносила профессору небольшой, но стабильный доход — $50’000 в месяц. Также он имел до $158’000 на расходы на проживание по программе «Тысяча талантов» и гонорары от Уханьского технологического университета за публикацию статей, регистрацию патентов и организацию конференций от их имени. Федеральные следователи также установили, что Либер получил более $1.5 миллиона на создание исследовательской лаборатории нанотехнологий в WUT. Такова цена научной совести в США.
Сам Либер не признал себя виновным по пунктам обвинения: в подаче неполных налоговых деклараций, в даче ложных показаний и в непредставлении отчетов по счету в иностранном банке в Китае. Его досье всё ещё висит на сайте Гарварда, но о мечтах получить Нобелевскую премию бывший профессор может забыть навсегда.