Институт присяжных в России используется крайне редко, и только тогда, когда обвиняемый категорически не признаёт свою вину, а собранные доказательства вызывают вопросы. Один из разработчиков «Бурана», бывший профессор МГТУ им. Баумана и накануне ареста биржевой брокер в Великобритании Александр Кибальченко явно надеялся на оправдательный приговор. Уверял, что не проплатил убийство своего бывшего зятя и отца внуков.
Расчёт не оправдался — пресс-служба прокуратуры Москвы сообщила, что присяжные признали Кибальченко виновным по ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 105 УК РФ, хотя и заслуживающим снисхождения. Московский областной суд вынес ему приговор в виде лишения свободы сроком 13 лет 3 месяца лишения свободы. Меньше, чем непосредственному исполнителю «заказа» — бывшему водителю ГИБДД Роману Осипову, получившему 19 лет тюрьмы. Также они должны будут выплатить родителям покойного 10 и 6 миллионов рублей соответственно.
Присяжные, таким образом, оказались убеждены в том, что 63-летний (на момент совершения преступления) Александр Кибальченко жестоким образом защитил интересы своей дочери Виктории и внуков, которые проходили через бракоразводный процесс в судах и не могли выехать в Великобританию из-за позиции бывшего отца семейства — Тимура Зайниева.
Для него Туманный Альбион тоже был «родным» — в этой стране, в Кембридже мужчина защитил диссертацию по теоретической физике и работал в Royal Bank of Scotland, однако затем нашел работу в компании «Тройка Диалог» в Москве, где осел, и начал заниматься рискованными операциями с криптовалютой. Тем временем его семья разрушилась и в течение нескольких лет супругам пришлось делить недвижимость и договариваться об опеке над общими детьми.
4 марта 2021 года топ-менеджер вышел из Хорошевского районного суда, где рассматривался вопрос о посещении детей после развода, и на парковке был остановлен Романом Осиповым, студентами Владимиром Филимончуком, Максимом Енбековым и Владиславом Мельниковым. Мужчины силой затолкали его в свой автомобиль и вывезли в гараж, где мучали и в результате задушили.
Ему было 44 года. Убийц Зайниева вскоре благодаря видеонаблюдению нашли, и Роман Осипов объяснил расправу исполнением заказа тестя, который оценил жизнь родственника в $50 тысяч.
Сам Александр Кибальченко уверял, что его знакомый Осипов пообещал ему только поговорить с бывшим зятем. Денежные средства он ему неоднократно давал в долг; $50 тысяч также были даны под расписку.
Заметим, что дело было сначала возвращено Мособлсудом в Московскую прокуратуру, поскольку в ноябре 2024 года обвинительное заключение не убедило суд. Отмечалось, что роли обвиняемых не были чётко обозначены, и корыстные побуждения неясны. Однако Первый кассационный суд не согласился с претензиями и попросил Мособлсуд рассмотреть дело в другом составе.
Друзья и коллеги Александра Кибальченко были убеждены, что они не мог совершить вменяемое ему преступление. Защита обращала внимание на то, что убитому поступали угрозы, поскольку он мог иметь отношение к ограблению людей, средства которых привлёк для инвестиций в криминальный бизнес.
В результате повторного рассмотрения с привлечением присяжных и был вынесен приговор. Согласно ему, срок получили только Александр Кибальченко и Роман Осипов, поскольку двое других фигурантов дела были оправданы присяжными, а ещё один ушёл на СВО.