Рембрандт черпал своё вдохновение в театре

Рембрандт черпал своё вдохновение в театре

Эксперты выяснили, что знаменитый голландский художник Рембрандт ван Рейн часто питал своё вдохновение в театре. Об этом открытии рассказывает новая выставка, которая открылась в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме.

3 января 1638 года на амстердамском канале Кейзерсграхт свои двери открыл новый театр Шувбург. Построенный по образцу театра Олимпико в итальянском городе Виченца, первый публичный театр в Голландской Республике привлекал посетителей из всех слоёв общества. Они стекались сюда, чтобы посмотреть новую пьесу драматурга Йоста ван Вондела «Гийсбрехт ван Эмстель», написанную специально к открытию этого театра. Среди них был и Рембрандт ван Рейн, который жил неподалёку и с удовольствием зарисовал актёров во время их выступления.

Рембрандт ван Рейн, Этюд актера Виллема Рюйтерса в роли трактирщика.
Рембрандт ван Рейн, Этюд актера Виллема Рюйтерса в роли трактирщика.

Будучи состоятельным человеком с хорошим вкусом ко всему прекрасному, Рембрандт был заядлым театралом и его интерес к этому виду искусства не ограничивался отдыхом. Как рассказывает новая выставка «Рембрандт режиссёр», постановки, которые он видел, сильно повлияли на его картины — это и красочные костюмы, в которые он одевал своих персонажей, и драматические позы, которые они принимали.

Шувбург был не единственный театр, который посещал Рембрандт. Он создал множество эскизов бродячих актёров из Англии и Франции, которые приезжали в Амстердам во время сезона отпусков. Он рисовал шарлатанов и мошенников, продающих сомнительные лекарства.

«Здесь вы видите шарлатана, стоящего на подиуме с попугаем на плече, — рассказывает куратор экспозиции Леонора ван Слотен, указывая на рисунок 1636 года. — Эффектно одетый, чтобы произвести впечатление, он использует все приёмы, включая риторику, декламацию и силу убеждения. Всё то, чем занимаются актёры».

Рембрандт ван Рейн, рисунок шарлатана (около 1638 г.)
Рембрандт ван Рейн, рисунок шарлатана (около 1638 г.)

Впервые Рембрандт столкнулся с театром в детстве. Как и у многих детей среднего и высшего класса Европы того времени, его школьное образование было построено вокруг классики. Он выучил латынь, изучал произведения выдающихся римских писателей и ораторов и вместе со своими одноклассниками ставил древнегреческие пьесы — опыт, который научил его силе языка мимики и тела.

Рембрандт подходил к своим картинам так, как если бы они были театральными постановками, застывшими во времени и пространстве. Он позировал перед зеркалом, чтобы попрактиковаться в выражении лица, и — одетый в полный костюм — разыгрывал сцену, как будто перед аудиторией. При этом он учитывал не только внешность своих подопечных, но и их эмоциональное состояние, которое, по его мнению, было столь же важно для будущего полотна.

«Если вы, художник, хотите, чтобы ваша картина заставила меня плакать, вы должны сначала поплакать», — позже написал Сэмюэл Диркс ван Хогстратен, один из учеников великого мастера, — урок, который, по словам ван Слотен, он, вероятно, перенял у Рембрандта.

Для художников драматургия играет очень важную роль, ведь, в отличие от режиссёров, им приходится передавать истории без слов и звуков.

Ян ван Влит, гравюра по мотивам картины Рембрандта "Кающийся Иуда" (1634)
Ян ван Влит, гравюра по мотивам картины Рембрандта «Кающийся Иуда» (1634)

Полезной для понимания творчества Рембрандта является и опубликованная в тот период (в 1644 году) книга Джона Булвера «Хирология, или естественный язык рук», в которой объясняется значение жестов, унаследованных с древности и универсальных на большей части Европы XVII века.

Ван Слотен, указывая на картину Рембрандта 1629 года «Иуда, возвращающий тридцать сребреников», говорит: «Согласно книге Булвера, сложенные руки Иуды означают: «Я плачу, и мне больно». Этот жест повторяет выражение лица Иуды, покрытого кровью из-за вырванных им волос на голове».

На другой картине — «Жена Потифара обвиняет Иосифа» (1655) — женщина прижимает одну руку к сердцу, а другой как бы вопрошает — жест, который вызвать доверие к её словам (После неудачной попытки соблазнить Иосифа она ложно обвиняет его в попытке изнасиловать её). Аналогичный жест используется в «Ночном дозоре» капитаном Франсом Баннинком Кокком, который, похоже, ведёт дискуссию со своим лейтенантом.

Рембрандт ван Рейн, Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)
Рембрандт ван Рейн, Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)

Повествование на картинах Рембрандта следует тем же правилам, что и в пьесах.

«Если вы хотите рассказать историю, — объясняет ван Слотен, — вы начинаете с выбора момента в истории, который хотите изобразить. Одним из важных моментов, ещё со времён античности и без которого пьеса считалась незавершённой, является перипетия: поворотный момент, когда все меняется. Перипетиям часто предшествует анагноризис или откровение, в тот момент, когда открывается истина, отличная от первоначально ожидаемой».

Одна из анагноризис-картин Рембрандта — «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660) — которая живописует Эсфирь в тот момент, когда она собирается признаться мужу, которого убеждают убить всех евреев под его властью, что она сама еврейка.

Ещё более тонко Рембрандт обыгрывает персонажа картины «Сусанна» (1636). В Библии говорится, что во время купания женщины, двое мужчин стали её шантажировать — мол они заявят её мужу, что она прелюбодейка, если та откажется заняться с ними сексом. Здесь Рембрандт изобразил Сусанну в тот момент, когда она поворачивается к мужчинам, прячущимся в кустах позади неё. Поворачивая голову, её глаза встречаются со зрителями, вовлекая их в сцену так же, как актёр иногда вовлекает свою аудиторию.

Рембрандт ван Рейн, Сусанна (1636)
Рембрандт ван Рейн, Сусанна (1636)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку