В ответ на желание родителей дать своим чадам лучшую жизнь в Китае появились десятки компаний, предлагающих генетическое тестирование талантов младенцев и новорожденных. Они обещают помочь родителям раскрыть «потенциальные таланты» ваших детей во всём – от логики и математики до спорта и даже эмоционального интеллекта. «Помогите ребёнку выиграть на старте», — взывают они к китайцам.
Всё эти слова ложатся на благодатную почву, где даже после отмены законов о контроле рождаемости в 2016 году у большинства китайских родителей всё ещё только один ребёнок, который является центром их амбиций.
Спустя несколько месяцев после рождения дочери Крис Юнг отправил пробирку с её слюной в ДНК-лабораторию в Гонконге. Он мечтал, что она станет выдающимся профессионалом – врачом или юристом. Ключ к успеху Юнг искал в её ДНК.
Однако планы его изменились, когда пришли результаты тестов из Gene Discovery, куда отправлял образец ДНК. Анализ показал, что его дочь обладает сильными способностями в музыке, математике и спорте и более слабым потенциалом в запоминании деталей.
«Как только я посмотрел на результаты и увидел, что ее память плоха. Я изменил свои ожидания, потому что, чтобы стать профессионалом, ей нужно много учиться и много запоминать», — говорит Крис Юнг, операционный директор Good Union Corp., материнской компании Gene Discovery. После того как девочка подрастет, Юнг планирует вкладывать ресурсы в развитие обнаруженных талантов и уводить её от профессий, которые требуют многое запоминать.
Другая шанхайская мама Чжоу Сяоин после рождения сына в 2017 году зарегистрировалась в послеродовом центре, где о ней заботился персонал, повара и традиционные целители – как это принято в Китае. Там один из представителей компании, занимающейся генетическими тестами, сделал соблазнительное предложение – заглянуть в будущее сына, взяв мазок слюны и проведя ДНК анализ за $1’500.
Тест показал одаренность мальчика в музыке, искусстве и слабость в спорте. Чжоу говорит, что сейчас ее двухлетний сын может напевать мелодию песни, услышав ее лишь один раз. Поэтому Чжоу планирует купить пианино и начать уроки вместо занятий бегом и плаванием.
«Я хотела узнать о его талантах, чтобы задать ему направление, – говорит Чжоу. – Если вы верите результатам, то можете использовать их в качестве ориентира. Если нет, то это тоже нормально, потому что это не опасно».
Китайская традиция подчеркивает важность развития будущего поколения, в то время как технический прогресс подпитывает национальную одержимость ДНК, сказал Ван Чжаочэнь, преподаватель биоэтики в Чжэцзянском университете.
Между тем генетик Оксфордского университета Гил Маквин, специализирующийся на анализе генетических данных для профилактики и лечения заболеваний, говорит: «Научной основы, на которой вы могли бы утверждать такие вещи [как таланты] с какой-либо степенью уверенности, нет».
ДНК – это код работы человеческого тела, и он многое определяет. Но ученые все еще работают над тем, чтобы понять, как он действует. Опыт и окружение человека играют очень важную роль в том, станет ли человек великим математическом или у него разовьется рак.
ДНК в одиночку ничего не определяет. Одно часто цитируемое исследование 2003 года в Американском журнале генетики человека обнаружило убедительную связь между вариантом гена ACTN3 и элитными силовыми спортсменами, такими как спринтеры. Однако с тех пор несколько научных работ выявили, что не все спринтеры, обладатели этого гена, стали элитными спортсменами.
Точно так же наличие вредной мутации гена BRCA, часто связываемой с раком молочной железы и яичников, не означает, что у человека когда-либо разовьется это заболевание. Это просто означает, что их риск выше, чем у других без этого варианта.
Генетическое тестирование и другие методы скрининга привели к большим достижениям в оценке риска развития рака у взрослых или диагностике таких состояний, как синдром Дауна в утробе матери. Но в Китае компании идут дальше, обещая предсказать будущее, без наличия серьезных научных обоснований.
«У ДНК теста нет никакой возможности рассказать вам что-нибудь ценное о сложных чертах характера человека. И несмотря на это родители меняют жизнь своих детей», — говорит Bloomberg Тимоти Колфилд, биоэтик и эксперт по политике в области здравоохранения в Университете Альберты, который специализируется на генетике.