Производители суперяхт из Нидерландов, Италии и Турции ликуют, подводя итоги первых 9 месяцев 2021 года. Этот год оказался чрезвычайно успешным для них — продажи частных морских судов протяжённостью свыше 30 метров выросли на 8% к 2020 году, по данным Superyacht Group.
Суперяхты стоят многие миллионы долларов, в ряде случаев (например, судно Романа Абрамовича) они могут превышать в цене $1 миллиард. Это удовольствие для нескольких тысяч сверхбогатых людей мира, большинство из которых ведёт свою родословную из США и России.
Абрамович совершает круизы по Средиземному морю на своей 163-метровой суперяхте под названием Eclipse, второй по величине в мире, соперничая с некоторыми круизными судами. И он совершает кругосветное путешествие на специально разработанном Boeing 767, который может похвастаться обеденным залом на 30 мест. Для более коротких поездок милиардер предпочитает реактивный самолет Gulfstream G650, один из двух своих вертолетов, или подводную лодку на своей яхте.
Итальянский производитель Ferreti разместил заказы от покупателей более чем на 900 миллионов евро в период с января по сентябрь 2021 года по сравнению с 691 миллионом евро в 2019 году. Продажи итальянского Azimut Benetti выросли в три раза по сравнению с 2020 годом до 1.2 миллиарда евро в августе благодаря спросу со стороны клиентов из США.
Известно, что один из недавних владельцев яхт — миллиардер Джефф Безос, который заказал 127-вую яхту высотой с пирамиду в Гизе у голландской фирмы Oceanco.
«2021 год проходит для нас значительно лучше, чем любой из последних 12 лет», — говорит представитель дилера Fraser Yachts. Цена яхт может вырасти до 600 миллионов долларов за новую модель. С начала года было спущено на воду более 200 новых суперяхт по сравнению со 165 в 2019 году.
Хорошо обстоят дела и у турецких производителей яхт, включая бренды Turquoise, Akyacht, Alia, Vicem, Sirena, Dunya и Bilgin. “В настоящее время Турция занимает третье место в мире по строительству яхт после Италии и Голландии”, — сказал Алексей Михайлов, основатель и президент Bering Yachts, в интервью Robb Report. По его словам, заказов стало так много, что страна вскоре займёт второе место по производству.
Покупатели яхт заявляют о заботе об окружающей среде, однако им лично ничто не мешает делать покупки типа яхт и частных самолётов, которые производят вредные выбросы в атмосферу. 20 супербогатых мира, по подсчётам СМИ, оставляют углеродный след свыше 8 тысяч тонн. В этом есть некая двусмысленность и нечестность не так ли?
Удивителен этот опыт и с точки зрения стремления к локализации производства в России на уровне национальной экономики. Если средней руки россияне должны всё больше и больше платить за импорт своих «предметов роскоши», если для них увеличивается число налогов и сборов (со вкладов, например), то сверхбогатые по-прежнему ничем себя не связывают, беззастенчиво подкармливая европейских и турецких производителей.