Программа продвижения российского экспорта — одна из ключевых задач, стоящих перед экономикой, которая сопряжена с поиском новых перспективных рынков сбыта. В этой связи наиболее интересными растущими направлениями являются страны Азии и Африки. Однако на этом пути наша страна встречает конкуренцию Китая и США, цивилизационные препятствия и новые вызовы текущего момента.
На экспортном форуме «Сделано в России» проблема наращивания несырьевого экспорта в Африку и Азию обсуждалась с позиций опыта последних лет. Закрепившиеся в регионе компании рассказывали об особенностях работы в нем и советовали начинающим иметь в виду институциональные и культурные различия разных стран.
Кирилл Липа (Трансмашхолдинг) обратил внимание на то, что Африка — не единое пространство, но разный по своему составу континент, который в целом открыт для общения с Россией и может быть интересен любому типу бизнеса. Так, бизнесмен своими глазами убедился в том, как в Сенегале крупный российский предприниматель продаёт мороженое, пользующееся в стране огромным спросом, поскольку каким-то образом нашёл путь к сердцам людей.
Многие африканские страны ждут инвесторов и партнёров, но ставят условия о наличии добавленной стоимости в стране (локализации производств). Востребован трансфер технологий и цифровые услуги. Также, как отмечает Афрексимбанк, укрепляется тренд перехода от покупки продукции к поставкам оборудования.
Но экспортерам и банкам нужно понимать не только потребности африканского клиента и особенности банковской системы, но и отличный от русского менталитет.
К. Липа отмечает, что уже сам переговорный процесс требует изменения советского менталитета россиян. Заключая договор с африканским бизнесменом, нужно быть готовым к тому, что после переговоров женщина запоет и пригласит танцевать деловых партнеров, которым рекомендуется принять приглашение ради успеха соглашения.
«Но самое важное, — подчёркивает топ-менеджер Трансмашхолдинга, — в Африке денег нет, вы должны их привлечь. Финансирование нужно организовывать, и ради этого придется попотеть даже больше, чем в России».
Китай инвестирует в Африку $43 миллиарда в год, США — более $34 миллиардов. Инвесторы с Ближнего Востока также рассматривают Африку с целью вложения денег, а ОАЭ мечтает стать хабом, с помощью которого россияне совершат свой прорыв на юг и восток.
В самой же Африке денег, как правило нет. Редкая страна континента сможет предложить финансирование для многочисленных проектов, которые всегда в наличии у африканцев. К тому же многие из стран региона — это государства с низким кредитным рейтингом и высоким уровнем политических рисков.
Игорь Буланцев (Уралхим-Уралкалий) экспортирует продукцию в 90 стран, включая Африку. «Стратегически Африка для нас — один из важнейших рынков, — говорит он. — 1.3 миллиарда людей пока находятся в числе отстающих, у них ограниченный доступ к технологиям, логистические проблемы и платежеспособность партнёров не самая сильная… Но в перспективе они будут наращивать потребление удобрений».
То, что перспективы есть, понимают все. Но также очевидно, что продвижение в растущие экономики невозможно без серьёзных программ страхования экспорта и политической воли. России предстоит путь, на который Китай вступил 50 лет назад.
Татьяна Сатюкова (Сбербанк) рассказала о том, что финансовый российский гигант дополняет систему выстраиванием связей с местными банковскими группами. Однако расчёт рисков по экспортным сделкам иногда оставляет вопросы и для него.
Для экспортного прорыва в Азию и Африку Россия, вероятно, воспользуется промежуточным звеном. Возможно, это будут упомянутые ОАЭ (Дубай), возможно — Монголия и Узбекистан, которые с готовностью предлагают свои услуги региональных хабов, инфраструктуру и связи.