Довольно грустные, наводящие на размышления результаты получили исследователи консалтинговой компании GFK, проанализировавшие покупки товаров повседневного спроса россиянами, находящимися на самоизоляции. В неделю 30 марта — 5 апреля 2020 года выросло потребление ряда товаров, включая табак и алкоголь (только специализированные алкогольные магазины увеличили свою выручку на 8%), но упало потребление парфюмерии и косметики (на 34% по сравнению периодом до карантина).
Надо сказать, что поведение соотечественников вполне логично: на работу идти не нужно, и это расслабляет, делает человека несколько ленивым, особенно в отношении внешнего вида. Можно лениво проснуться, умыться, позавтракать, одеть халат и сесть дистанционно работать за компьютер. Экономия времени на дорогу способствует и проведению тихих семейных вечеров за рюмочкой традиционного «дезинфицирующего средства». Продажи вина и пива подскочили на 26% и 23% соответственно.
Но удивляет другая тенденция: привычка покупать готовую еду, пользуясь отговорками о том, что некогда готовить дома, сохраняется. Увеличиваются продажи пиццы, снеков и чипсов, готового теста, колбас. Заказы пиццы выросли на 71%.
Расслабление россиян, однако, не снимает их напряжения от опасений, связанных с новым коронавирусом: покупки дезинфицирующих и предохраняющих здоровье средств, равно как и товаров продовольственной безопасности типа тушенки, сохраняется на том же высоком уровне, что и до введения режима самоизоляции.
И всё же надо отметить, что потребители в целом умерили свой закупочный пыл и по сравнению с предыдущей неделей и в совокупности потратили на покупки на 6% меньше.