Когда мы узнаём об успехах российских железнодорожных перевозчиков, хочется радоваться, что кому-то сегодня стало лучше. В частности, Financial Times пишет о том, что созрели оптимальные условия для транзитных грузоперевозок по России китайских товаров в Европу. Наряду с быстрым восстановлением китайской экономики и ростом цен на морскую логистику, были созданы оптимальные условия для наращивания сотрудничества в этой сфере между Россией и КНР.
В трудном 2020 году транзитные грузоперевозки на этом направлении выросли на 50% к 2019 году. Динамика сохранилась, и в январе-феврале 2021 года РЖД получили тот же прирост к прошлому году. Правда, для этого пришлось предоставить китайцам скидки, сделавшие железнодорожные перевозки даже более выгодными, чем традиционные морские. Помогло и китайское правительство, до марта 2021 года субсидировавшее от 30% до 50% железнодорожных грузоперевозок своим компаниям.
Март грозит изменить сложившуюся тенденцию. Заканчиваются очень существенные китайские субсидии, что завершит период дешевизны железнодорожных перевозок для китайских компаний. Хотя отдельные регионы страны имеют право продолжить стимулирование экспорта.
В случае, если отмена субсидий всё-таки произойдёт, тарифы не только станут менее выгодными, чем морские перевозки, но и приблизятся к дорогим автомобильным. Если отмена будет частичной, то это приведёт к перераспределению грузопотоков в пользу морского транспорта, к возврату на него части перестроившихся на железную дорогу компаний. А это 30% достигнутого грузопотока.
Но обыватель далёк от этих вещей. Ведь пассажиры-россияне, в отличие от китайцев, в этот период времени имели дело с повышением стоимости ж/д билетов. Как сообщает РГ, по сравнению с 2019 годов сегодня цены выросли на 10-12%, на некоторые направления — до 70%. Причина проста — в данном случае основную роль играют не политические факторы, а экономические. Чем больше спрос, тем выше цена.